Нас объединяет Церковь и покров Царицы Небесной

Епископ Воскресенский Савва

Наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Воскресенский Савва – о праздновании в честь Казанской иконы Божией Матери, главных государственных праздниках Отечества, о разделениях и о единстве.

На протяжении многих лет главным в стране праздником было 7 ноября, теперь один из главных – учрежденный в 2005 году День народного единства, совпадающий с 4 ноября, когда Русская Православная Церковь совершает празднование Казанской иконе.

Этот праздник – благодарность Богу и Царице Небесной – Заступнице за нашу землю и за наш народ. Праздник не новый, как пытаются его представить сегодня. Был он утвержден в 1649 году при царе Алексее Михайловиче. Советская власть, как могла, старалась стереть из памяти народной события этих минувших лет, когда народ, руководимый одной мыслю о спасении Отечества, не жалея живота своего, средств, трудов, здоровья, встал на его защиту. Веками Церковь и народ торжественно и умиленно собирались в этот день в храмах и благодарили Бога за избавление от смуты в 1612 году. Поэтому и мы 4 ноября с особым трепетом и с особым чувством приходим в храмы в знак любви и благодарности за освобождение нашей земли от иноземцев, от той великой смуты, которая некогда постигла наших с вами благочестивых предков. Разобщенность – это главная беда народа. Никакие материальные бедствия, никакие другие напасти, которыми изобилует наша с вами жизнь, ничто не может сравниться с тем, когда мы перестаем чувствовать себя единым народом, могущим во имя общего блага забыть все свои немощи и свою нелюбовь друг к другу, непонимание друг друга. Объединиться во имя славы народа, во имя Отечества – этим руководствовался каждый, кому Господь судил такую милость – послужить единству и сохранению Отечества земного.

И православные верующие люди прекрасно знают, что этот праздник из года в год, из поколения в поколение означал для всех русских особую милость Матери Божией к нашему народу. Более четырех веков прошло с тех пор, когда даже не под водительством Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, а под знамением и покровом Богородицы русское ополчение смогло свергнуть иго иноземцев. Поэтому ни Минин и Пожарский, ни их братья по оружию не думали ставить себе памятники при жизни, но они поставили Казанский собор на Красной площади перед Кремлем как памятник освобождению Родины и как памятник вечной славы, молитвенного предстояния и заступничества Царицы Небесной. Поэтому и сегодня в современной жизни нам нужны храмы как знак нашей памяти, как знак нашей любви к Отечеству.

Про 4 ноября очень часто говорят, что праздник соединяет светское и церковное…

Я не разделяю людей на светских и верующих… Православие всегда было неделимо и остается таковым для русского народа. Говорить о том, что человек на работе – светский, а после работы он верующий – это глупо, это некий абсурд нашей жизни, поскольку нормальный верующий человек везде будет христианином. Иначе невозможно. И так же с праздником: он либо есть, либо его нет. Это каждый сам для себя определяет – что кому праздновать в этот день…

Мы часто слышим: воцерковленный – невоцерковленный человек. А как это определяется?

Я думаю, что воцерковленность не зависит от количества прочитанных акафистов и совершенных поклонов, не зависит от правильности постановки свечи в храме и от многочисленных «подвигов» паломничества. Думаю, это желание человека каяться в своих грехах и причащаться, его стремление быть со Христом…

В чем же главная проблема этого деления на светское и церковное?

Я не вижу проблемы. Она надуманно создается. При этом считаю, что мир в Церковь вошел, но Церковь только на пути к миру, на пути к людям. Мирской дух, влияние мира очень чувствуется в Церкви. Человек входит в Церковь с понятиями светскими, гражданскими. А Церковь консервативна, верна традиции. Если бы она поддавалась духу времени, она бы не сохранилась. Сегодня не все люди в Церкви понимают, как нужно относиться к ней. А воспитывать их зачастую некому. Это важнее, чем отсутствие каких-то материальных возможностей. Проблема в том, кто будет служить, кто будет преподавать, учить. Государство через Церковь может осуществить многое, опыт есть. Да и доверяют Церкви больше, чем другим общественным институтам. Нередко к священнику человек приходит тогда, когда ему уже больше идти некуда, когда он больше никому и ничему не доверяет. Но почему сектанты имеют такой успех? Они разговаривают с людьми. А нам нередко мешает лень и боязнь священников и православных мирян…

Для меня в какой-то степени определяющим стало детское ощущение, что двери храма открыты именно передо мной. И если это почувствует каждый человек в своей жизни, – мы будем жить в другой стране, где никакого деления не будет. А сейчас, находясь на пороге Дня народного единства, мы все ощущаем разобщенность. Но все же надо идти путем наших предков – объединяться. И главная роль – время это доказало – принадлежит именно Церкви. И Царица Небесная не отринет своего Покрова от нашего Отечества.

Беседовала Юлия Стихарева

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Константино-Еленинский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь