О возрождении Алексеевской обители

Игумения Ксения (Чернега)

23 декабря 2013 года в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил монашеский постриг инокини Ксении (Чернеги), руководителя Юридической службы Московской Патриархии. Матушка Ксения пострижена в монашество с именем в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 91) инокиня Ксения была назначена игуменией возрожденного Алексеевского ставропигиального женского монастыря г.Москвы. Поздравляем Матушку Ксению с принятием пострига и предлагаем ознакомиться с интервью, опубликованном на сайте Алексеевского монастыря.

Матушка Ксения, поздравляю Вас с долгожданным возобновлением монашеской жизни Алексеевской обители и с назначением игуменией этого древнейшего в Москве женского монастыря. Алексеевский монастырь был основан в 1358 году, у него богатая история. Какие из традиций видятся Вам наиболее ценными и какие Вы хотели бы возродить?

Подробного описания традиций Алексеевского монастыря не сохранилось. Но, судя по свидетельствам родственников насельниц Алексеевской обители и иных лиц, знакомых с ними, сестры нашего монастыря горячо любили свою обитель.

После ее закрытия в 1924 году они поселились в домах неподалеку и, поддерживая друг друга, продолжали монашескую жизнь, храня верность избранному ими «тесному пути». Многие из них были арестованы. Помню, когда в 90-е годы мы получили из Государственного архива протоколы допросов наших сестер, я с трепетом и благоговением «расшифровывала», по просьбе Е.В. Путинцевой (бессменного секретаря нашего духовника о. Артемия), один такой протокол. Меня тогда занимал один вопрос: как бы вела себя в те годы я? Ведь столько людей тогда либо отошли от веры, либо тщательно скрывали ее, опасаясь арестов и истязаний. Читая ксерокопии протоколов, я удивлялась мужеству наших сестер. Что укрепляло их в исповедничестве? Что помогало преодолеть естественный в таких обстоятельствах страх и открыто свидетельствовать на допросах о своей вере и убеждениях?

Прошло несколько лет и три насельницы Алексеевского монастыря – преподобномученицы Анна, Матрона и Евфросиния – были прославлены в лике новомучениц. При этом Анна (Макандина), расстрелянная в Бутово, была канонизирована ранее всех прочих московских монахинь, пострадавших в годы лихолетья.

Лично меня, мое внимание особенно привлекают страшные годы разгона и закрытия монастыря. Думаю, что именно тогда здесь, в Красном селе, воспламенился тот невидимый огонь, который коснулся и наших сердец – огонь святой молитвы. Те сестры, которые после закрытия обители ютились неподалеку от нее в холодных домишках, а затем, после арестов и допросов, попали в казематы и лагеря, – эти сестры вымолили у Бога будущее обители. Искры невидимого огня живут теперь в наших сердцах. И нужно возгревать в себе молитвенный дух, который, как думаю, отличал насельниц древнейшей женской обители Москвы все годы ее существования, но особенно проявил себя в дни страшных испытаний в начале ХХ века.

Кто еще из святых особо покровительствует Алексеевскому монастырю и чью помощь Вы ощущаете в нелегком деле возрождения обители? Может быть, были какие-то случаи, свидетельствующие об этом покровительстве, которые особо запомнились?

Мне думается, что последняя Царская семья. Царствующий дом Романовых всегда покровительствовал нашей обители. Государь Алексей Михайлович, прозванный в народе Тишайшим, особенно привечал наш монастырь: часто молился здесь, делал богатые вклады. Кстати, бывшая супруга «особенного друга» Царя – Патриарха Никона была насельницей Алексеевской обители.

Храм Всех Святых, в котором мы взращены и воспитаны, был возведен в память чудесного избавления Царской семьи от гибели во время крушения поезда.

Наследник престола цесаревич Алексий носил дорогое для нашей обители имя. Поэтому домовый храм, устроенный приходом в келейном корпусе монастыря, был назван Алексеевским – в честь царственного отрока-страстотерпца.

Помню, как в год прославления последней Царской семьи, я, тогда аспирантка юридического вуза, уехав на каникулы в глухую смоленскую деревушку, читала и перечитывала книгу Соколова «Убийство Царской семьи». Возможно, именно тогда я осознала трагедию цареубийства. Во мне появилась и с годами окрепла уверенность, что все страдания и неустройства, которые терпит сегодня русский народ, – следствие предательства и убийства Божьего Помазанника. Любовь к последнему Царю, глубокое сочувствие к нему, сопереживание его непонятному многим подвигу – вот те чувства, которые все эти годы я храню в себе.

Александровский дворец в Царском селе и Ганина яма – любимые места паломничества.

И надо сказать, что в своем нелегком юридическом послушании, когда приходится отстаивать интересы Церкви, я ощущаю невидимую помощь Царственных мучеников. Их фотографии находятся в моем рабочем кабинете. Пример Царской семьи помогает мне спокойно переносить наветы и клевету, неизбежные, как кажется, для любого преданного Церкви человека.

Сложно передать те чувства, которые я испытала 16 июля в день открытия обители. Решение Синода было принято после полудня. А вечером в храмах, на всенощной, вся Россия молилась последнему Царю. Это удивительно, но факт: решение об открытии Алексеевского монастыря было принято накануне дня памяти Царственных новомучеников.

Обитель сейчас находится среди шума столичной жизни – Третье транспортное кольцо, «АШАН», железная дорога, недалеко Площадь трех вокзалов. С одной стороны, это, видимо, создает трудности для монашеской жизни. А с другой – накладывает дополнительную ответственность. Обитель должна светить миру, среди которого она находится. В связи с этим два вопроса: как стяжать молитвенный и мирный дух среди суеты и шума столицы; и что бы Вы сказали людям, впервые переступающим порог храма в обители?

Думаю, что эти вопросы лучше задать духовнику нашей обители – протоиерею Артемию Владимирову. В нем молитвенный дух сочетается с удивительной открытостью, доступностью людям. Более двадцати лет Батюшка пребывает в Красном селе «среди суеты и шума» и при этом не заражен суетностью, раздражительностью, усталостью от людей.

На регулярных встречах с сестрами он делится богатством своего духовного и жизненного опыта. Быть рядом с таким батюшкой – большое счастье. Он умеет дарить людям ощущение праздника даже в самые тяжелые и скорбные дни.

Поэтому для нас, согретых и оживленных теплом пастырской любви и заботы, «Ашан» и Третье кольцо не представляют большой угрозы...

Беседовала Татьяна Радынова

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Светлана Анохина, Помощник Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия
Светлана Анохина, Помощник Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия

Монастыри

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Красносельский переулок, 5с2
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Красносельский переулок, 5с2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара