Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе подворья Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в г. Когалым

Святейший Патриарх Кирилл

20 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подворье Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в г. Когалым (Ханты-Мансийский автономный округ). В Успенском соборе подворья Святейший Патриарх совершил молебен, а затем обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемая Наталья Владимировна, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа! Уважаемый Николай Николаевич, глава города Когалыма! Уважаемый Сергей Алексеевич, руководитель «Лукойл — Западная Сибирь»! Высокие представители власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я очень рад, что Господь привел меня посетить этот город. О Когалыме знают, наверное, все в России, потому что с этим местом связана экономическая деятельность, которая вносит значительный вклад в жизнь страны. Эти места Господь благословил особыми богатствами, и важно, чтобы эти богатства сегодня реально помогали стране и народу преодолевать трудности переживаемого нами момента и содействовали построению мирной и благополучной жизни.

Совершенно неслучайно появились именно здесь этот дом Божий и эта обитель. Условия, в которых здесь трудятся люди, нельзя назвать комфортными. И климатические условия, и работа, связанная с добычей нефти и газа, требуют огромного физического напряжения. Я никогда не бывал в местах, где в Сибири добываются нефть или газ, но в молодости я начинал трудовую деятельность, работая в геологической экспедиции, и, по крайней мере, хорошо знаю, что такое геологоразведка. Знаю, как непросто проходить каждый день десятки километров, в том числе по болотам, по лесам, под дождем или под снегом. Это требует огромных усилий. Знаю также, как непросто организовать разработку полезных ископаемых, когда еще нет дорог, нет домов, нет никакой инфраструктуры. Это действительно путь первооткрывателей, а учитывая, что Русский Север — суровый край, это первооткрывательство связано с огромными физическим и духовным напряжением.

Сегодня Когалым предстает благоукрашенным, современным, удобным для жизни городом, но за всем этим — огромный труд людей. Поэтому появление здесь святой обители совершенно закономерно. Ведь человек, работающий на грани своих возможностей, переживает значительные стрессы и лучше, чем кто-либо другой, понимает, что успех его работы, успех его жизни определяются не только технологиями, материалами, управленческим искусством, но и, в первую очередь, состоянием его души.

Действительно, каждый из нас проходит в жизни через испытания. Нет ни одного человека, который бы с легкостью прошел всю жизнь. У каждого на сердце невидимые отметины, и каждый может сказать, что он в жизни своей испытывал трудные моменты, связанные с глубокими переживаниями. Но мы мало задумываемся о том, что, хотя причиной этих переживаний являются внешние обстоятельства, сами переживания принадлежат нашей внутренней духовной природе. Это переживание внутри нас, а рядом стоящий человек, может быть, этого переживания не испытывает, — это мы от чего-то страдаем или радуемся. А это означает, в конце концов, что счастье или несчастье происходят от того, как человек воспринимает окружающий мир. Трудности для одного являются несчастьем, а для другого — просто предметом напряжения сил. Счастливы мы или несчастливы, зависит от того, что у нас в сердце.

Далекие от Церкви люди порой спрашивают нас: «а чем вы можете помочь?», понимая, что Церковь не может помочь деньгами, не поможет помочь научной экспертизой, не может помочь управленческим опытом, ведь она находится в стороне от стихий мира сего. Но мы отвечаем так: «через Церковь, через общину верующих людей, собранных в храме для молитвы, Сам Бог прикасается к нашим душам, и от Него зависит, что в душе — счастье или несчастье, радость, мир, покой или страшная скорбь и разочарование, — причем при прохождении одних и тех же испытаний».

Радость, мир, покой, любовь — совокупность этих чувств и определяет подлинное качество человеческой жизни, и для того чтобы это качество было высоким, нужно всегда помнить о своей душе. Тогда и в топях, и в болотах, и совершая тяжелую работу, человек будет способен сохранять внутренний мир, покой и быть счастливым. А живя во дворце, наслаждаясь всеми благами современной цивилизации, можно проходить через ад, приводящий человека к полному жизненному фиаско, вплоть до наложения на себя рук.

Помните, что в каком-то смысле каждый из нас действительно является кузнецом своего счастье. Не только в том смысле, что от каждого зависит внешнее благополучие его или его семьи, но и в том смысле, что каждый формирует свой внутренний мир. Если это формирование происходит с Богом, при Его участии, то этот мир становится отображением Божественного мира. Замечательный пример святого преподобного Серафима Саровского, который говорил: «имейте мир в сердце своем, и вокруг вас спасутся тысячи». Потому что человек, несущий в сердце своем отображение Божественного рая, становится личностью светлой, притягательной, способной влиять на жизнь других людей.

Для этого мы и строим храмы, которых еще очень и очень не хватает, в том числе здесь, в Ханты-Мансийском крае. И мы будем делать все для того, чтобы укреплялась вера православная в сердцах людей, чтобы люди становились сознательно верующими, чтобы приходили в храм не потому что обычай такой, не только потому что нужно куличи перед Пасхой освятить. У людей должна быть внутренняя потребность встретиться с Богом, услышать Его слово, прочитать Евангелие, в свете прочитанного подумать о своей жизни, принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин и выйти за пределы храма духовно укрепленными, освященными Божественной благодатью.

XXI век начался очень непросто, и есть уверенность в том, что в течение этого столетия, если Господь даст его прожить роду человеческому, будут возрастать и стрессы, и напряжение, и психологические нагрузки. Для того чтобы уравнять все это, необходима мощная духовная составляющая. Вот почему мы и говорим, что в условиях развивающейся технократической цивилизации так необходимо иметь уравнение сил посредством духовного воздействия на человеческую личность, а значит, XXI век должен сочетать материальное и духовное, укрепляя людей в том, чтобы они, с мужеством и спокойствием встречая трудности, оставались с миром Божиим в сердце.

Я благодарю Вас, матушка Ксения, за труды, которые Вы здесь несете вместе с сестрами святой обители. Я рад видеть также матушку игумению Филарету, настоятельницу ставропигиального Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря, подворьем которого является эта монашеская обитель в Когалыме. Очень надеюсь, что связи подворья с монастырем будут укрепляться, потому что Пюхтицкий монастырь даже в трудное советское время, когда монастырей в Советском Союзе почти не было, оставался важным духовным центром, рассадником идеи женского монашества; и когда появилась возможность открывать женские монастыри, то многие игумении новых монастырей вышли из той самой Успенской Пюхтицкой обители. Собственно говоря, благодаря Пюхтицкой обители и возникло здесь замечательное подворье.

Радуюсь тому, что здесь занимаются воспитанием детей. Церковь должна сегодня уделять особое внимание молодежи. Это категория людей наиболее подвержена влияниям извне — как положительным, так, к сожалению, и отрицательным. И для того чтобы эти отрицательные воздействия не разрушали личность молодых людей, необходимо вводить их в духовный мир, показывать его красоту, потому что ребенок, молодой человек сердцем воспринимает Божие присутствие сильнее, чем люди в возрасте. Именно поэтому Господь сказал: «не мешайте детям приходить ко Мне», — потому что детское сердце чувствует Бога сильнее, чем наши обремененные грехами и жизненным опытом человеческие сердца.

Хотел бы выразить Вам, Сергей Алексеевич, и в Вашем лице всем сотрудниками «Лукойла», которые работают здесь, свою благодарность и надежду, что вы и впредь будете поддерживать Церковь. Она нуждается сегодня в поддержке тех, кто имеет финансовую возможность помогать Церкви осуществлять строительные, образовательные, культурные проекты, столь необходимые для того чтобы, как я уже говорил, мир Божий входил в сердце современного человека.

Хотел бы также пожелать процветания городу Когалыму и Вам, Николай Николаевич, успехов в трудах по руководству этим городом. В тех условиях, о которых я сегодня уже сказал, важно, чтобы город был такой средой обитания, которая создавала бы мирное и спокойное состояние души. Ведь чем меньше стрессов, которые порождает в человеке бытовое неустройство, тем больше у него возможностей концентрировать силы для преодоления подлинных трудностей в жизни.

В память о посещении обители я бы хотел передать икону Божией Матери. Когда я был на Афоне, святогорская братия подарила мне этот образ, который по-гречески называется «Геронтисса», что в переводе означает «старица» или «игумения». Вот дай Бог, чтобы Царица Небесная была подлинной Игуменией и Водительницей, в том числе и нашего русского женского монашества. И, взирая на Царицу Небесную, молитесь о своей обители, о Пюхтицкой обители, о всем русском монашестве, помня, что тот труд который вы как монахини, как инокини осуществляете, имеет большое значение для всей Церкви. Храни вас Господь.

А всем вам, мои дорогие, я хотел бы передать маленький образочек Спаса Нерукотворного со своим Патриаршим благословением, и пусть Господь Вседержитель благословляет вашу жизнь.

Материалы по теме

Публикации

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь