20 февраля 2020 года в Троице-Сергиевой лавре молитвенно почтили память архимандрита Кирилла (Павлова), отошедшего ко Господу в этот день три года назад и погребенного в родной обители.
Среднюю Божественную литургию в Троицком соборе монастыря возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря епископ Солнечногорский Алексий, настоятель приписного к Троице-Сергиевой лавре Свято-Троицкого Варницкого мужского монастыря игумен Пимен (Артюхов) и братия Лавры в священном сане.
Церковные песнопения исполнил знаменный хор под управлением наместника Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрита Павла (Кривоногова).
По окончании Литургии возле могилы старца Кирилла за алтарем Духовского храма Лавры была отслужена панихида.
Почтить память приснопамятного отца Кирилла собрались его многочисленные духовные чада, монашествующие, лаврская братия, паломники и прихожане монастыря.
За богослужением пел хор Лавры под руководством диакона Виктора Деревянко.
По завершении панихиды архиепископ Феогност произнес проповедь перед молящимися:
«Обычно, когда человек умирает, говорят: "Он ушел от нас". Но про отца Кирилла так сказать нельзя. Он никуда не ушел – он остался и живет в нас. Каждый из нас по-своему бесконечно благодарен Богу за то, что в нашей жизни был этот человек и этот человек вместил нас в свою душу.
У него была особая любовь к людям. Его душа была огромной, она вмещала всех: и святых, и грешных, и праведных, и неправедных. Он с одинаковой любовью и вниманием относился к каждому человеку. Для него Патриарх, которого он исповедовал, был нисколько не больше, чем послушник или мирянин, который пришел в его келию, – к каждому он относился с любовью.
Иногда даже у многих была ревность оттого, что "ну ладно, того человека, но как он этого вмещает?!" А он вмещал действительно всех. Наверное, ему бывает особенно радостно тогда, когда мы хотя бы частичкой повторяем его, когда мы тоже начинаем вмещать в себя людей, начинаем любить людей. И он, наверное, улыбается своей доброй многозначительной красивой улыбкой, когда он видит в нас продолжение себя.
Мы уверены, знаем, что Господь упокоил душу его там, где нет "болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная". Мы также опытно знаем, что он находится вместе с нами, радуется нашим радостям, скорбит о наших скорбях. От нас требуется только одно: раз у нас был такой дар – мы были рядом с этим человеком, – нам нужно приносить плод сторицею, быть шире душой, меньше осуждать, меньше рассуждать, больше делать доброго, больше открывать себя для людей.
Нужно помнить простую истину: мы живем за счет того, что получаем, а делаем себя за счет того, что отдаем. То, что спрятано, пропало; то, что отдано, то твое.
Благодарение Богу за то, что мы рядом с таким человеком и он не ушел – он преставился. Мы верим, что Господь даровал ему такую милость продолжать любить нас и молиться за нас. Христос воскресе!»