В Сретенском монастыре началась работа направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней»

28 января в московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре началась работа направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней» XXII Международных образовательных Рождественских чтений.

В актовом зале Сретенской семинарии собрались более 150 участников − архиереи Русской Православной Церкви, наместники, игумены и игумении, насельники столичных и епархиальных обителей, а также гости Чтений, прибывшие из Греции, со Святой Горы Афон, из Сербии, США и Великобритании. Утреннее пленарное заседание открыл Высокопреосвященный Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский (РПЦЗ).

В Президиуме находились митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и куратор данного заседания игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря.

В первой части заседания вниманию присутствующих были предложены три доклада:
«Традиция исихазма и ее значение для современного монашества» − митрополита Горийского и Атенского Андрея (Гвазавы) (Грузинская Православная Церковь);
«Истоки киновиальной жизни − общежития древних отцов (прп. Пахомий Великий, Савва Освященный, Феодор Студит, Афанасий Афонский)» − архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон);
«Значение опыта Богопознания для современного монашества» − иеромонаха Николая (Сахарова), насельника Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания.

Первый же доклад задал высокую планку в понимании сущности подвига монашеской жизни. Исихазм как предмет богословских размышлений Высокопреосвященного владыки Андрея был представлен им в качестве основополагающей традиции, самой сути восточно-православного монашества и главного пути богоискания и богопознания. «Думается, что не надо связывать исихазм только с видом молитвенной техники или лишь некоторыми именами святых отцов, а принять его как общемонашеское делание, святое и древнее предание монашества Православной Церкви, наиважнейшее и необходимое сегодня современному монашеству», − сказал докладчик. В связи с этим уместно включить в русло этого предания и таких более близких нам по времени делателей монашеского подвига как прп. Паисий (Величковский), свт. Игнатий (Брянчанинов), красноречивые цитаты из трудов и наставлений которых привел в своем докладе владыка. Как доказательство непрерывности традиций исихазма, в заключение своего доклада Его Высокопреосвященство вспомнил великих подвижников новейшего времени, живыми духовными нитями связанных с преданием, хранимым Святой Горой Афон – архимандрита Емилиана (Вафидиса) и архимандрита Софрония (Сахарова). «Исихазм сегодня имеет особое значение для современных монахов, как путь трудный, но безошибочно ведущий ко Христу, к любви ближнего, к познанию окружающего нас мира и гармонии с ним», − заключил митрополит Андрей, подчеркнув при этом, что в монастырях нужно создавать условия для правильного духовного возрастания.

Фундаментальный доклад настоятеля афонского монастыря Симонопетра архимандрита Елисея, как и ожидалось, дал слушателям возможность прикоснуться к живой святоотеческой традиции, которая, по Божией милости, хранима Святой Горой несмотря на любые трудности и периоды испытаний. Докладчик предложил аудитории осмыслить двенадцать основополагающих начал монашеской жизни – духовных составляющих, в совокупности дающих совершенную полноту осуществления идеала человеческой жизни в непрерывном богообщении.

В своем выступлении отец архимандрит часто обращался к опыту и наставлениям великого афонского старца Емилиана (Вафидиса), настоятеля монастыря Симонопетра с 1973 по 2000 г. «Монастырь – шатер Бога, населенный человеками, здесь всё уготовано для осуществления брака Бога и человека», – говорил геронда Емилиан. Главной задачей при этом является претворение в жизнь некоего синтеза общежития (как важнейшего условия осуществления заповеди любви) и − личного духовного возрастания. «Исихия в общежительном монастыре» − так можно было бы определить основную мысль докладчика, с одной стороны, признающего идеальность этого положения, с другой – убежденного в необходимости усилий и трудов по его достижению. Важно, что основной движущей силой этого архимандрит Елисей считает личный пример духовного отца братства – того, кто несет самое высокое и самое тяжелое послушание: быть для братии образом Христа.

В продолжение выступления архимандрита Елисея, основная мысль доклада иеромонаха Николая (Сахарова) заключалась в том, что духовный отец, наставник, старец сам прежде всего должен являть собой образец Христовой любви – благодаря этому выстраивается вся внешняя и внутренняя жизнь монашествующих. Послушание истинно и плодотворно, только когда оно основано на любви, уважении и благоговении. Там, где всему предшествует любовь, − и строгость не воспринимается как насилие. По окончании этого доклада возникла небольшая дискуссии по поводу того, что не всегда духовный и интеллектуальный уровень окормляемых позволяет вести с ними диалог только с позиций любви. Отвечая на данное замечание, отец Николай подчеркнул, что настаивает на тесной связи духовного состояния любого из монашествующих с той мерой любви и доверия, какую дарит ему общение с духовным отцом и наставником. Сам он обладает в этом плане уникальным бесценным опытом, поскольку ему довелось в течение нескольких лет окормляться у архимандрита Софрония (Сахарова) в созданном им Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе и, таким образом, он имел возможность приобщиться к наследию преподобного Силуана Афонского, являвшегося духовным отцом архимандрита Софрония.

После перерыва слушание докладов в Сретенском монастыре продолжилось.

 © Фотограф: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости

Монашество

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь