В рамках Рождественских чтений состоялась конференция «Старчество. Опыт руководства ко спасению в ХХ веке»

24 января 2023 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы в рамках работы V направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Старчество. Опыт руководства ко спасению в ХХ веке».

Работу конференции возглавили епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин и архиепископ Михаил (Донсков) (РПЦЗ). Куратором выступила Елена Балашова, специалист Синодального ОРОиК, сотрудник историко-архивной службы Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

Епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин рассказал о старчестве и старцах в годы гонений. В своем выступлении он затронул период с 1950-х по 1970-е годы.

Архиепископ Михаил (Донсков) (РПЦЗ) выступил с докладом на тему «Старец-святитель Иоанн Шанхайский. Из светлого опыта общения с владыкой».

О старцах Высоко-Петровского монастыря Москвы рассказала Елена Балашова, координатор секретариата Международных образовательных чтений. Она упомянула и о жизни старцев столичной обители конца 1920-х – начала 1930-х годов.

«Место духовного руководства (старчества) в системе восточнохристианской аскетической традиции и его особенности в годы гонений на Церковь в ХХ веке». Так звучал доклад Алексея Беглова, д.ист.н., ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН.

Об особенностях старческого служения валаамских подвижников в первой половине ХХ века говорил протоиерей Сергий Третьяков, проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, кандидат богословия, настоятель Архиерейского подворья – храма в честь бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге.

На конференции прозвучали доклады о старцах Оптиной и Глинской пустыней, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Свято-Пафнутиева Боровского монастыря. Выступающие говорили о духовном наследии архимандрита Иоанна (Крестьянкина), преподобного Гавриила Седмиезерного, протоиерея Понтия Рупышева, архимандрита Павла (Груздева), схиархимандрита Власия (Перегонцева) и др.

Женские имена также стали примером просветительской жизни. В их числе – схиигумении Гавриила (Рисицкая), Магдалина (Жегалова), Варвара (Трофимова) и Тавифа (Горланова). Исторический экскурс о женских монастырях, сохранившихся в ХХ веке, представила Инна Менькова, научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Материалы по теме

Доклады

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Макарьева пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Воскресенский Новодевичий монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь