Возрождение молитвенного делания в современных монастырях

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл
Напутственное слово участникам Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Екатеринбургская митрополия, монастырь Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, 5 ноября 2015 года)

Преподобные отцы настоятели, наместники и матушки настоятельницы!

Приветствуя вас в стенах святой обители, несущей особое служение среди всех монастырей Екатеринбургской епархии и на которую возложена особая миссия молитвы, желаю всем собравшимся благодатной помощи Святого Духа в нашем сегодняшнем делании. Уже не первый год по милости Божией наша Святая Церковь имеет свободу внешней деятельности, позволяющую возрождать порушенные здания монастырей и созидать новые. Но мы все помним тот древний монашеский девиз преподобного Венедикта Нурсийского, который гласит: «Оra et labora», то есть «Молись и трудись». Причем повеление молитвы стоит на первом месте. Внешний труд созидания монастырских стен и дисциплины обесценивается без присутствия второй составляющей – молитвенного делания. Молитва не является даром только предыдущих поколений, молитва есть дыхание жизни каждого монаха, в том числе живущего в нынешние суетные времена. Как говорил старец Паисий Святогорец, «молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. "Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим" (Лк. 10, 27), – говорит Священное Писание. Когда человек любит Бога и имеет общение с Ним, ничто земное его не прельщает. Он делается словно безумный. Поставь безумцу самую лучшую музыку – она его не трогает. Покажи самые прекрасные картины – он и внимания не обратит. Дай самые вкусные блюда, самую лучшую одежду, самые прекрасные ароматы – ему все равно, он живет в своем мире. Так и человек, имеющий общение с миром небесным: он весь там и ни за что не хочет с ним расстаться. Как нельзя ребенка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял ее смысл. Что чувствует ребенок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитем, может это понять».

Монастырское богослужение, монашеское правило – это не одолжение Богу, а жизненная потребность самого монаха, почувствовавшего, что без искренней и чистой молитвы он задыхается, его жизнь невозможна без постоянного общения с источником своего бытия и всякого блага – Богом. Поэтому так важен в жизни монаха момент его личного и очень интимного соприкосновения со Христом в келейной молитве. Того сладчайшего произнесения имени Иисуса Христа, которое мы читаем по четкам и которое, собственно, является молитвенным правилом. К сожалению, бытует ошибка, называющая монашеским правилом повечерие с тремя канонами. При всей любви к нашей дивной литургической сокровищнице каноны не являются правилом, то есть образцом монашеской молитвы. Напротив, чувство, с которым мы произносим тексты общественного богослужения, поверяется по состоянию, достигаемому в тишине келейной молитвы, как это советует святитель Феофан Затворник: «Читай молитвы неспешно, внимай во всякое слово – мысль всякого слова доводи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. В этом – все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы». Нам нужно создать в наших монастырях все условия, необходимые для возгревания самой чистой умной молитвы. Нельзя, чтобы монастырь был подобием колхоза под благочестивой вывеской. От монастырей ждут не архитектурных памятников, не внешних красот, а спасающей, сильной молитвы. Было бы отговоркой считать, что отсутствие молитвы может быть объяснено отсутствием живого наставника и сформированной школы. Конечно, живой опыт молитвы передается быстрее и лучше. Но отсутствие рядом духоносного наставника все равно не является оправданием плохой и ленивой молитвы. Потому что каждый погибающий человек знает, как кричать о помощи. Каждый искренно кающийся знает, как плакать. Каждый любящий знает, как об этом сказать. Так и каждый искренний монах знает, как излить свою душу перед Богом.

Как говорил старец Паисий, «не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадем в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? "Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас"».

Дай Бог, чтобы на пути такого естественного и органичного, но все же искусства молитвы мы нашли духоносных помощников, нашли в себе силы преодолеть лукавство, лень и самооправдание и помогли друг другу создать в наших монастырях такие условия, в которых бы внутреннее делание сияло ярче, чем наши купола.

Призываю Божие благословение на участников сегодняшнего собрания!

Фотография:  http://uralpolit.ru/


Материалы по теме

Доклады