О непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе

Иеромонах Ефрем (Метс)

Доклад иеромонаха Ефрема (Метса), клирика монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Паздеры Ижевской епархии на научно-практической конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности», в рамках регионального этапа ХХХ Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» (8 декабря 2021 года. Тихвинский монастырь с. Паздеры)

 Все чаще мы слышим: XXI век на дворе, о каком Боге можно говорить в современном мире! Сегодня человеку уже не нужна религия!

Возможно, я и сам так думал раньше. Когда я впервые прочитал Евангелие, то одно из удививших меня открытий заключалось в том, что проблемы, с которыми приходили люди ко Христу тогда, совсем не отличаются от наших современных проблем. Неужели за 2000 лет ничего кардинально в человечестве не поменялось? Оказалось, что ничего существенного. Да, наш внешний мир, действительно, изменился за счет технического прогресса: ездим на машинах, летаем на самолетах и звоним по мобильным телефонам. Но при всех этих изменениях, человеческое сердце, какое было, такое и осталось: те же грехи и страсти, те же добродетели и, конечно же, жажда любить и быть любимым. И уж тем более болезни и смерть остаются уделом каждого человека.

В своем докладе я хотел бы рассмотреть вопрос о том, что же является по-настоящему ценным и всегда актуальным в Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.

В 14 главе Евангелия от Иоанна на вопрос апостола Фомы: Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин. 14:5), Иисус отвечает: Я есмь путь и истина и жизнь. (Ин. 14:6) Рассмотрим по отдельности эти ключевые библейские понятия, которыми именует Себя Христос.

Всю свою историю человечество задавалось вопросом: в чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Какова цель жизни? Или, может быть, жизнь – это просто набор случайных событий, конец которых – бессмысленная смерть? Скажу больше: сегодня этот вопрос стоит особенно остро. Человек, добившись внешнего благополучия, испытывает разочарование и заходит в экзистенциональный тупик. К тому же различные психические расстройства, в частности все более распространяющаяся депрессия ставит именно этот вопрос перед страдающим человеком: для чего я живу? При отсутствии ответа жизнь может закончиться суицидом. Поищем ответ в Священном Писании.

Премудрый Соломон в своих притчах открывает нам очень важное знание в таких словах: Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Прит. 16:9) Это означает, что жизнь человека имеет определенную цель, и сам Бог является не просто участником, но и помощником и руководителем на этом пути. Какие бы чувства и состояния ни испытывал человек, нужно твердо знать, что рядом всегда есть Тот, Кто любит тебя и Кому ты не безразличен, несмотря на все то зло, которое встречается в нашей жизни.

Каков же тогда конечный пункт человеческой жизни? Куда должно быть устремлено человеческое сердце? Когда был изгнан Адам из Рая, то, как написано, Господь поставил Херувима с пламенным мечом, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). Таким образом, главный смысл человеческой жизни заключен в том, чтобы вернуться в то первозданное райское состояние богообщения и вкусить плоды с дерева жизни. Вся ветхозаветная история оказывается пророчеством о том, каким образом откроется путь Господень. Царь и пророк Давид так молится об этом в 15-м псалме: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс. 15:10–11). И вот, по непостижимому Промыслу Божьему, Райским Древом Жизни оказывается орудие страшной пытки – Крест, на котором распинают Сына Божьего, а плодами Древа Жизни становятся Его Тело и Кровь. Таким образом, доступ к Древу Жизни открывается всем верующим в церковном Таинстве Евхаристии. Исходя из этого, становится понятно, почему Христос назвал Себя Путем, а значит целью и смыслом человеческой жизни.

Следующее понятие, которым облекает себя Мессия, – Истина. Как известно, истина – это главная категория для науки, выражение «научная истина» для многих означает неопровержимое доказательство чего либо. Научное материалистическое мировоззрение все более и более охватывает молодые умы, а вместе с этим приходит и отрицание Бога. Что же об истине говорит Священное Писание? С точки зрения Священного Писания, истина – это то, что существует, подлинная реальность, которая имеет своим источником только Бога. Ложь по своей природе имеет только видимость, иллюзорность реальности, т. е. неполную или искаженную действительность, источником которой является диавол.

Следует отметить, что библейская истина часто совмещается с понятием «милость». Например, в псалме 99: ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род (Пс. 99:5). Или в Псалме 84: Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84:11). То есть с библейской точки зрения истина всегда милостива и благостна. И конечно же, в полном смысле абсолютной и безусловной Истиной является Сам Бог, как об этом говорит пророк Иеремия: А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный (Иер. 10:10). Еще одну сторону Истины раскрывает Господь наш Иисус Христос в споре с фарисеями, призывая их: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). Блаженный Августин, комментируя это место, задается вопросом: от чего освобождает Истина? И отвечает: «От чего, как не от смерти, тления, изменчивости? Ибо истина пребывает бессмертной, нетленной, неизменной. А истинное бессмертие, истинное нетление, истинная неизменность есть сама вечность» [1].

Из вышесказанного становится понятно, почему на вопрос Понтия Пилата: что есть истина? (Ин. 18:38) Иисус промолчал. Ведь для философских учений того времени, которые бесконечно спорили друг с другом, природа истины заключалась в различных идеях и теориях. Но мог ли Пилат подумать, что Живая и вечная Истина, т. е. Сам Бог, стоит перед ним в виде измученного и приговоренного к казни человека?! И правильно нужно спросить не что есть истина, а Кто есть Истина. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает: «Подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье».

Третье имя, которым нарекает себя Иисус, – Жизнь. Нужно сказать, что во многих местах Священного Писания слово «жизнь» означает именно вечную жизнь. Например, когда Господь изгоняет Адама из Рая, то говорит о нем такие слова: и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт. 3:22). Или, например, в Притчах Соломона: На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти (Прит. 12:28).

Сегодня наука стремится к тому, чтобы сначала преодолеть старение и ставит себе сверхзадачу – победить смертность. Такой оптимизм исходит из того, что за последние 100 лет медицинские технологии позволили увеличить продолжительность жизни в два раза. Нужно сказать, что стремление человека к вечной жизни является, действительно, истинной целью, как и говорит об этом Священное Писание: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2:23). Но главный вопрос в том: каким образом человек должен получить бессмертие?

В библейской книге Второзаконие есть таинственное и не очень понятное выражение. Бог, заключая завет с Израилем, говорит о таком проклятии, которое постигнет евреев в случае несоблюдения Завета: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28:66). Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что слова жизнь твоя будет висеть пред тобою, в одно и то же время указывают и на распятие Христа словом «висеть», и на воскресение Христа словом «жизнь» [2]. Достижение вечной жизни является Таинством, поскольку Господь так устроил, чтобы в позорной смерти Мессии человек смог через веру усмотреть вечную жизнь, что, несомненно, является величайшим соблазном для разума. Потому и говорит об этом Господь так: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:14).

Если во Христе мы обретаем Путь, Истину и Жизнь, то вне Христа мы упираемся в тупик, ложь и смерть. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая над словами Христа, пишет: «Иначе сказать: если “Я есмь путь”, то вы не будете иметь нужды в руководителе; если Я истина, то слова Мои – не ложь; если Я жизнь, то, хотя вы и умрете, однако ж получите то, о чем Я сказал» [3]. Всякая душа человеческая жаждет истинного пути жизни, в Х ли веке, в XVII или в XXI. Это темы, которые актуальны всегда, и именно с них мы должны начинать разговор с теми, кто искренне ищет ответы на вопросы, которые ставит перед ними сама жизнь.

-----------------------------

 

[1] Блаженный Аврелий Августин. О Троице. Эл. ресурс, URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/1_5

[2] Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский. Толкование на Деяния святых Апостолов. Эл. ресурс, URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-dejanija-svjatykh-apostolov/26

[3] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Эл. ресурс, URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/73

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн (Вранишковский)
Архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн (Вранишковский)

Доклады: