Подвиг преподобного Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны

Иеромонах Кирилл (Зинковский)

Доклад иеромонаха Кирилла (Зинковского), клирика Гатчинской епархии, доктора богословия на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года)

Выдающийся святой и исповедник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) был с юности и до праведной кончины человеком удивительного внутреннего смирения, милосердия и преданности воле Божией. По меткому замечанию знаменитого патролога современности, доктора церковной истории, профессора А.И. Сидорова, «каждый святой имеет свой аромат». И в жизни преподобного Серафима Вырицкого было особенно ярко явлено сочетание именно этих добродетелей. Следует отметить, что эти качества христианской души были крайне востребованы в эпоху страшных испытаний Великой Отечественной войны, как в судьбе всего Отечества, так и отдельных семей и людей.

Судьбы́ Госпо́дни и́стинны, оправда́нны вку́пе (Пс. «18:10)», — говорит псалмопевец, но нелегко бывает человеку принять эти слова глубиной души посреди жестоких испытаний и устрашающей зияющей неизвестности будущего. Будущий старец Серафим через всю жизнь пронес готовность принимать судьбы (суды) Божии, открытые как через жизненные обстоятельства, так и через решения старших. Исполнять именно не свою волю, а волю Божию будущий старец учился, начиная с самого юного возраста.

Преподобный достиг высокой меры духовного совершенства, находясь еще в миру. Осенью 1920 года (ему в это время исполнилось 55 лет) он пишет прошение на вступление в братию Александро-Невской лавры. А уже в 1926 году избирается на общем собрании братии лавры духовником как для монашествующих, так и для мирян. Эта должность − духовника главного монастыря столицы Российской империи подразумевала также обязанность принимать исповедь епископата трех епархий – Петроградской, Олонецкой и Новгородской.

Преподобный Серафим подал, таким образом, пример духовного преуспеяния в миру, пример духовного трезвения и благочестивого христианского устроения, не повреждаемого соблазнами мира сего. Добродетели смирения, милосердия и преданности воле Божией, которые мы особенно выделили в духовном облике преподобного Серафима Вырицкого, помогли купцу Муравьеву идти посреди мира по пути, который привел его к старческому служению. Смирение и милосердие не позволяли тратить на себя лишние средства, а преданность Божией воле создавала полноту ощущения себя на службе Богу и ближним. Эти же добродетели помогли ему совершать служение молитвы и пророческого вразумления в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и трудное время восстановления гражданской жизни в послевоенный период.

Он имел особое внимание к внутренней жизни души. Окормляясь у преподобного Варнавы Гефсиманского, будущий отец Серафим творил усердную молитву, еще находясь в миру − в том числе на работе, принимая какие-то решения, связанные с ежедневными бытовыми ситуациями. Кто-то на работе, скажем, оказывает непослушание, кто-то наоборот трудится очень хорошо по сравнению с другими. И вот перед руководителем постоянно возникают вопросы: как кому-то вынести благодарность, кого-то отметить, поблагодарить, или, наоборот, наказать, укорить. Сохранились свидетельства, что преподобный всё решал с тайной молитвой – незаметно, про себя он просил у Бога благословения на каждое решение, даже самое малое. И так изо дня в день, прибегая к Богу в искренней внутренней сердечной молитве, он приобрел тот духовный опыт, с которым пришел в монастырь. Этот опыт касается таких тонких вещей, как познание воли Божией в каждой конкретной ситуации. Впоследствии отец Серафим приходящим к нему из мира − людям, жившим в тяжелый период разрухи в стране после гражданской войны, гонений на Церковь, во время Великой Отечественной войны, − мог передать опыт познания воли Божией, который он приобрел, еще будучи мирянином.

Старческое служение преподобного Серафима было пропитано подвигом милосердия ко всем требующим помощи и совета. Отношения старца к приходящим к нему вполне соответствуют свидетельству святого апостола Павла: был тих среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1 Фес. 2:7). Этот подвиг он нес всю свою подвижническую жизнь. Кроме того, именно движимый милосердием, старец совершал молитвенный подвиг коленнопреклонного моления на камне: в посильное подражание его любимому святому – преподобному Серафиму Саровскому.

Преподобный Серафим Вырицкий возносил прошения за Церковь и народ, Отечество и правительство. Это были горячие молитвы о победе русского оружия и о благоволении правительства к Православной Церкви. Вот как вспоминала этот подвиг преподобного внучка подвижника: «В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг − ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил − иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка − это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Помним, что дедушка говорил нам: “Один молитвенник за страну может спасти все города и веси...” Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг. Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет» [1]. Думается, что во многом именно молитвы преподобного Серафима сказались и на том, что в 1943 году И. Сталин резко меняет отношение к Русской Православной Церкви и даже настаивает на избрании Патриарха, что было еще немыслимо в преддверии Великой Отечественной войны.

Пророческий дар преподобного, равно как его большое мужество, смирение, а также преданность «в руки Божии», ярко проявились в истории, когда его посетили три немецких офицера, желавшие узнать, когда же они пройдут победным маршем по центральной площади Ленинграда. Они слышали о пророческом даре отца Серафима, но один из них вспыхнул гневом в ответ на слова старца, что поскольку русский народ православный, то победа будет за нами, немцы вместо марша по Дворцовой площади скоро будут поспешно отступать, а одному из вопрошающих вообще не суждено будет вернуться домой (при отступлении он сложит свою голову под Варшавой). Гневающийся офицер (думается, это был как раз тот, кто погиб позднее в Польше) стал даже угрожать застрелить старца за его пропаганду, но преподобный отвечал, что он не боится смерти, и она не изменит определения Бога о судьбах этой войны. По рассказам плененных местных жителей, которых оккупанты пытались угнать в Германию, этот немецкий офицер действительно погиб в районе польской столицы.

Патриотизм Преподобного на самом деле заслуживает особого внимания. Чего стоит одно только необъяснимое для большинства современников решение остаться в родном Отечестве в эпоху, когда целые монастыри уезжали за границу. Это его решение стало впоследствии для старца своеобразным «моральным фундаментом» для того, чтобы не дать благословение некоторым епископам и священникам на побег из Отечества (среди них был и будущий патриарх Алексий I (Симанский)).

Думается что признаками подлинного патриотизма, чуждого националистических или других крайностей, можно признать как раз те добродетели, которые особенно ярко проявились в земном подвиге преподобного: смирение, милосердие и преданность Промыслу Божию. Молитва вырицкого старца о властях включала в себя и любовь к Отчизне, и прощение тех, кто стал виновником смерти его родного сына (Николай Васильевич Муравьев был расстрелян по ложному обвинению в сентябре 1941 года). Сохранились воспоминания духовной дочери преподобного, что в пору активных споров о введении поминания «власть имущих» в церковном богослужении, на ее эмоциональное высказывание о нежелании слышать эти слова в храме, преподобный Серафим спокойно отвечал: «Не хочется, но надо».

30 августа 1941 года фашистские войска вошли в Вырицу – крупный поселок в Гатчинском районе Ленинградской области. Летом 1942 года в Вырице на базе дома отдыха Ленинградской швейной фабрики был создан детский концлагерь. Детей из оккупированных территорий области использовали для сельхозработ (отлучив от матерей, которых тем временем послали на строительство и ремонт дорог). Фашисты не афишировали «учреждение». Говорили о «детском доме»: так он проходил по документам, так приказано было называть лагерь и самим малолетним узникам. По их воспоминаниям, у наиболее здоровых детей немцы брали кровь для переливания своим раненым офицерам. Вспоминает Александр Рослов: «Моя сестра Лена Рослова умерла там, в лазарете. Говорила: “Саша, возьми меня отсюда. У меня уже и крови нет, а они всё берут”. На следующий день её не стало…» Смертность в лагере была огромной – это видно и по меняющемуся ежедневно числу детей: в отчетах их значится то 50, то уже 42… Вспоминает Е.Н. Родионова: «Нас привезли в Вырицу, отобрали от мамы и пускали ее только для того, чтобы покормить грудью младшую сестру. Молока не хватало, и сестра вскоре умерла. Ее похоронили за оградой лагеря, где к тому времени было уже около 60 детских могилок…» [2].

Следует вспомнить заботу батюшки Серафима о детях, находившихся в концлагере на берегу реки Оредеж. Батюшка Серафим призвал всех жителей Вырицы собрать теплую одежку, что-то из еды и передать деткам. То есть он наряду со своей высокой жизнью духовного подвижника, не терял целостности восприятия жизни, оказывал помощь страдальцам через собирание посильных пожертвований.

После освобождения Вырицы к старцу ринулось множество настрадавшихся людей. Война поломала несметное количество судеб, и многие спешили в Вырицу со всех концов России в надежде узнать о судьбе своих ближних, получить поддержку от отца Серафима. Кто-то узнал о пропавших без вести, другие по молитвам старца устроились на работу, третьи обрели прописку и кров, но главное – веру.

Святой Серафим во всей его жизни, а также в годы Великой отечественной войны – прекрасный пример того, как православный христианин, по слову св. апостола Павла, может не быть побеждаем злом, но побеждать зло добром (см. Рим. 12:21). Смирение, милосердие и преданность Богу и Его Церкви – вот главный завет преподобного Серафима всем нам в юбилейный год великой народной Победы.

_______________________________________________________________________________

[1] ЖИТИЕ преподобного Серафима Вырицкого СВЕТИЛЬНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ Годы старческого подвига отца Серафима в поселке Вырица (1930-1949).
[2] Детский концлагерь в Вырице.

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Игумен Дионисий (Шленов)
Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове)
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумен Дионисий (Шленов)
Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове)
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады: