«Таинственный затвор»

Варвара Каширина

В 2019 году исполняется 125 лет со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского. Святитель Феофан мирно почил о Господе 6/19 января 1894 года на праздник Богоявления в своей келье в Вышенском монастыре, где он подвизался 22 года в полном затворе.


После кончины вышенского подвижника преподобный старец Варсонофий Оптинский написал стихотворение «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника», в котором назвал затвор святителя Феофана «таинственным», то есть сокровенным, скрытым от людей и во многом непонятным для них. В этом стихотворении есть и такие строки, написанные как бы от лица обывателей:

Зачем в затвор себя он заключил?
Зачем жестокое и тяжкое столь бремя
На рамена свои бесцельно возложил?
К чему бесплодная такая трата сил?

Словно отвечая на этот вопрос, святитель Феофан Затворник писал: «А мы-то что? Фольга: вычурно, гладко… а коснись рукой – вяло, слабо, никуда негоже. Сколько тайн в жизни! И как сокровен путь спасения! И как нужно внимать себе, жать сердце и выжимать всякую оттуда дрянь!» [1]


Действительно, для многих наших современников, нацеленных на карьерный рост и бесконечный потребительский марафон, непонятен подвиг святителя Феофана, который, оставив церковное служение и широкую проповедническую деятельность, заключился в затвор в небольшой малоизвестной тогда Вышенской пустыни. На Выше, ставшей местом его духовного подвига, невидимо для всего мира он проходил сокровенную духовную жизнь, ведомую Единому Богу. Уединение святителю казалось «слаще меда», и Вышу он считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух».

Святитель Феофан ушел в затвор со святительской кафедры не потому, что избегал людей и тяготился служебными обязанностями, а потому, что хотел послужить Богу сугубыми, особенными трудами. Как из маленьких узелков плетутся монашеские четки, по которым совершается Иисусова молитва – грозное орудие против врага нашего спасения, так и Феофан Затворник, по крупицам собрав книжные знания, в тишине вышенского затвора написал многие творения, указав всем ищущим путь ко Христу – путь ко спасению. Именно на Выше были написаны известные нравоучительные, истолковательные и переводные творения святителя. В период затвора были подготовлены основные переводные сочинения: «Добротолюбие», «Невидимая брань», «Древние иноческие уставы» и др. За эти труды все духовные академии Русской Православной Церкви и Берлинское братство избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Петербургская академия присвоила ему в 1890 году ученую степень доктора богословия. Русский богослов и историк профессор А.А. Бронзов писал: «Затвор дал возможность вышенскому затворнику стать глубочайшим христианским психологом и знаменитым христианским богословом. Он дал ему возможность поделиться плодами своей мудрости, своих знаний с другими, оставив после себя богатейшее учено-литературное наследие, благодаря которому имя его никогда не умрет в русском обществе» [2].

Кроме научных занятий, святитель Феофан в затворе вел обширную переписку. Ежедневно ему приходило от двадцати до сорока писем, на которые он сам писал подробные ответы. В письмах святитель давал духовные советы, а также откликался на все значимые церковно-общественные события – обсуждал вопросы перевода Библии на современный русский язык, события Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, греко-болгарскую схизму и др.

В кельях святителя была устроена небольшая церквица, освященная в честь Богоявления Господня, где в сослужении только ангелов он совершал ежедневное богослужение. Кельи святителя, где он проходил подвиг затвора, сейчас восстановлены, здесь открыт музей святителя Феофана.

В этой церквице и сейчас проходят монастырские службы, на которые стремятся попасть паломники. В день памяти святителя Феофана – 23 января – здесь обычно совершается ранняя Божественная литургия. Сосредоточенно молятся сестры и паломники, неспешно идет служба, и кажется, что именно здесь, вдалеке от шумной суеты больших городов, можно заглянуть вглубь своего сердца, которое святитель Феофан называл «центром сил существа человеческого», увидеть свои духовные болезни и от всей души обратиться с молитвой к Богу за врачеванием и поможением. Святитель Феофан писал: «Причина нестроения та, что дух наш потерял сродную ему точку опоры. Опора его в Боге» [3], а «Бог судит о человеке, как он есть внутри, в сердце, а не как вовне» [4].

В одном из писем святитель Феофан признавался, что «праздность – злая товарка». Поэтому в его келье было два ящика с инструментами – токарными, столярными, переплетными, палитра для красок и кисти, фотографический аппарат, станок для выпиливания из дерева, верстак, токарные станки, телескоп, два микроскопа.


В келье святителя находилась одна из богатейших частных библиотек того времени, которой он пользовался для написания своих богословских и церковно-исторических трудов, а также иконы, написанные самим святителем Феофаном: «Распятие», «Воскресение Христово», «Снятие со Креста», «Спаситель в терновом венце», «Богоявление»; образы святителей Тихона Задонского и Митрофания Воронежского, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, святого Александра Невского и др.

В последние годы вышенский затворник готовился принять схиму и сам сшил схимническое облачение. Но Господь судил иначе. Святитель Феофан почил после Божественной литургии на праздник Богоявления Господня 6/19 января 1894 года.

В одном из писем святитель Феофан немного приоткрывает внутреннюю, духовную сущность затвора, говоря о нем с желающим последовать его примеру и удалиться в затвор: «Хотелось бы, говоришь, в затвор. Раненько, да и нужды нет. Один же живешь. Когда-когда кто зайдет. А что в церкви бываешь, это не разбивает твоего одиночества, а утверждает, или дает тебе силу и дома проводить время молитвенно. По временам можно день-другой не выходить, все с Богом стараясь быть. Но это у тебя и так само собою бывает. Так нечего загадывать о затворе. Когда молитва твоя до того укрепится, что все время будет держаться у тебя в сердце пред Богом в благоговении, не выходить из него, и ничем другим заняться не захочет. Этого затвора ищи, а о том не хлопочи. Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату» [5].

Для самого святителя Феофана, по слову преподобного Варсонофия Оптинского, вышенский затвор был «раем» – тем местом, где святитель готовился к жизни Вечной, очищая свое сердце покаянием и молитвой. В уединении вышенского затвора он написал духовные труды, которые и сейчас являются бесценным руководством на пути спасения и духовного совершенствования.

Как писал преподобный Варсонофий Оптинский:

Незримый никому, в безмолвии глубоком,
Наедине с собой и с Богом проводил
Он время, но миру христианскому светил
Учением святым и разумом высоким.
Ему был раем сумрачный затвор!


_______________________________________________________________________


[1] Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем. М.: Правило веры, 2007. С. 58.
[2] Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. С. 97–98.
[3] Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. М.: Правило веры, 2009. С. 187.
[4] Святитель Феофан Затворник. Письма о разных предметах веры и жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2007. С. 383.
[5] Там же. Письмо 34.

Материалы по теме

Публикации:

Протоиерей Михаил Дудко
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Протоиерей Михаил Дудко
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Макарьева пустынь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь