Сяндемский Успенский женский монастырь

Сяндемский Успенский женский монастырь Петрозаводской и Карельской епархии был основан в XVI веке. Его основатель – преподобный Афанасий Сяндемский – один из самых юных и любимых учеников преподобного Александра Свирского. Несмотря на свой возраст, Афанасий пользовался большим доверием преподобного Александра, являлся его келейником и сомолитвенником. В одну из ночей, пребывая со своим учителем на молитве, преподобный Афанасий удостоился быть свидетелем явления Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, окруженной сонмом ангелов. Святой Афанасий, пав в ноги старцу, залился слезами: «Скажи мне, ради Господа, отче, что это было? От этого сияющего видения мой дух едва не разлучился с телом». На это святой Александр, пребывая в радостном волнении, ответил: «Потерпи, чадо, мой дух тоже трепещет от этого чудесного явления». После того он послал за своим духовником Исаией, которому в присутствии Афанасия подробно рассказал о явлении Царицы Небесной. Они преисполнились великой радости и всю ночь провели вместе на молитве.

По преставлении своего учителя прп. Афанасий, будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился из Свирского монастыря в непроходимые карельские леса. На холме перешейка двух озер Сяндема и Рощинского (вблизи г. Олонца) им была основана Сяндемская пустынь.

Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

В начале XVIII столетия монастырь сгорел дотла. В том пожаре погибли все оставшиеся письменные памятники времени преподобного Афанасия. После пожара было решено восстановить сгоревший храм. Когда на месте прежней церкви выкопали глубокий ров под строение нового храма, в нем обрели нетленные мощи святого Афанасия. При этом полностью нетленными оставались не только тело, но даже четки из шерстяных ниток и грамота с разрешительной молитвой в руках преподобного. Несколько дней мощи святого были выставлены для поклонения, а затем 2(15) мая их погребли на прежнем месте под спудом.

С 1909 года обитель преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями. Дальнейшая судьба Сяндемской пустыни  схожа с участью многих святых обителей, принявших на себя удар богоборческой власти. Последняя настоятельница обители Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза, некоторое время она даже исполняла обязанности управляющей совхоза.

В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. На территории обители велись ожесточенные бои. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.

Несмотря на то что от Сяндемского Успенского женского монастыря, который воздвигли благоговейные руки наших православных предков, не осталось даже фундамента, Господь и Божия Матерь не оставили обитель. 25 августа 2009 года архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов) отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на некогда монастырской территории. На монастырской земле вновь зазвучала молитва, пришли первые насельницы.

27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря, на должность игумении монастыря была назначена монахиня Варвара (Иванова). На сегодняшний день это единственный женский монастырь в Карелии. В нем несут послушание десять сестер.

Несмотря на удаленность обители от населенных пунктов и суровые условия, сестры продолжают дело, начатое монахинями сто лет назад. Ведется миссионерская, духовно-нравственная и просветительская работа. Каждую неделю проводятся занятия воскресной школы в Олонецком детском доме, организуются православные конкурсы и викторины для школьников района. Сестры поводят мастер-классы для детей по шитью хоругвей, с которыми ребята ходят в крестные ходы.

Практически все работы в обители сестры выполняют сами. Для выполнения общестроительных работ привлекаются квалифицированные рабочие и специализированные организации Трудники и паломники в монастыре бывают редко: обитель расположена в краю лесов и озер, до ближайшего города – Олонца – тридцать километров, рейсовые автобусы в сторону обители не ходят, поэтому далеко не каждый паломник примет на себя труд по самостоятельной организации проезда в монастырь. Сестры же всегда искренне рады приезжающим паломникам и трудникам.

Первые годы в монастыре не было хозяйства, так как все силы уходили на расчистку территории от кустарника и леса. Территория обители большая, около пятнадцати гектаров. Года два назад появился небольшой огород, в том числе теплицы. Монастырское хозяйство на данный момент включает в себя коз, гусей, уток, кур. Карельские леса богаты ягодами и грибами, за лето сестры успевают сделать заготовки, которые кормят их всю зиму.

«Сестры у нас разные: из разных городов, разных возрастов и профессий, – рассказывает одна из насельниц, – и у каждой свой путь к Богу и путь в монастырь. Но у нас у всех есть нечто общее, что позволяет разным людям двигаться вместе в одном направлении: желание и стремление «едиными устами и единым сердцем» служить Господу». Отношение у сестер с матушкой доверительные. Матушка часто участвует с сестрами в общих послушаниях, поэтому всегда есть возможность поговорить с ней, да и все сестры в монастыре «как на ладони». Обитель живет как одна большая семья.

В монастыре случайные люди не задерживаются, поэтому насельницам не приходится объяснять, что главное в монашеской жизни – молитва и послушание. Все это сестры понимают сами и с радостью несут послушания, любят богослужения. Только в молитве и в Евхаристическом общении можно черпать новые силы, радость, утешение, ощущать полноту духовной жизни. Насельниц в обители немного, поэтому каждая с особым старанием и ответственностью относится к своему послушанию, понимая, что невыполненная работа ляжет на плечи сестры. Утреннее и вечернее правило сестры совершают келейно. Ежедневно в храме служится утреня, часы, вечерня, читается Псалтирь и акафисты. Ввиду того что монастырь строящийся, Литургия совершается по выходным и праздникам. Богослужения посещают все сестры монастыря.

За минувшее время на территории монастыря были возведены храм во имя Святой Живоначальной Троицы, часовня-купальня во имя святого пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, храм в честь Собора Двенадцати Апостолов, деревянная звонница, жилые и хозяйственные постройки. Но самое главное строительство в обители все еще продолжается – возведение престольного Успенского храма.


В 2016 году исполнилось пять лет с момента открытия монастыря Священным Синодом. «И хотя мы еще в самом начале пути, – говорят сестры, – мы уповаем на помощь Божию и верим, что «сила Божия в немощи совершается». И монастырь возродится во всей своей красоте и благолепии».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Макарьева пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь