Святитель Димитрий Ростовский и преподобный Корнилий Переславский

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

«Монастырский вестник» уже освещал работу просветительской мобильной выставки «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского», являющейся проектом Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Ростова Великого. Путешествие выставки по городам Ярославской области продолжается. Плодами проекта становятся не только пополнение знаний и расширение исторического кругозора многочисленных посетителей из самых разных мест нашей страны и из-за рубежа, – сами устроители в этих поездках открывают для себя много нового, в том числе, связанного с биографией святителя Димитрия. Об этом – в материале референта по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Марии Рубцовой.

С 30 июня по 23 июля просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского» [1] пребывала в древнем Переславле-Залесском. Помимо встреч и бесед с посетителями, мы и сами открывали для себя места и связи святителя Димитрия с этим городом, который во времена святителя входил в состав Патриаршей области, а вовсе не Ростовской митрополии. Митрополит Димитрий оказался причастен к церковной жизни Переславля благодаря просьбе своего близкого друга – Местоблюстителя Патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского). Интересно, что у двух владык была договоренность, что в случае кончины одного из них, другой обязательно приедет на его погребение, а до той поры тело усопшего не будут предавать земле. Так и произошло по кончине самого митрополита Димитрия: когда он скончался, тело его находилось в кафедральном Успенском соборе Ростова в ожидании, когда сможет приехать владыка Стефан, загруженный делами, связанными с его высокой должностью. Участвуя в погребении друга, митрополит Стефан (Яворский) настоял на том, чтобы он был похоронен в Зачатьевском соборе Яковлевского монастыря – в том месте, которое еще при жизни Димитрий назначил для этой цели. А ведь священники и жители Ростова просили похоронить почитаемого ими владыку в кафедральном соборе. Митрополит же Стефан, произнося среди всеобщего плача нагробное слово, неоднократно повторял: «Свят Димитрий, свят!»

История дружбы двух известнейших церковных деятелей своей эпохи – Стефана (Яворского) и Димитрия Ростовского – может стать предметом нашего рассказа в дальнейшем. Сейчас же хотелось бы остановиться на том, как по просьбе митрополита Стефана святитель Димитрий оказался связанным с Переславлем-Залесским и стал участником значимых событий.

Среди неизданных проповедей святителя Димитрия совсем недавно было обнаружено и введено в научный оборот слово, произнесенное им 28 июля 1705 года при освящении Смоленско-Корнилиевской церкви Борисоглебского на Песках монастыря города Переславля-Залесского [2]. Но обнаружение ранее неизвестной проповеди святителя, сказанной в Переславле, – не единственное открытие в связи с пребыванием его в этом городе. Накануне освящения храма святитель участвовал в обретении мощей и прославлении в лике местночтимых святых переславского подвижника, практически своего современника. А было это так.

Широко известно о тесной связи Петра I c Переславлем-Залесским, о стоительстве здесь в 1688–1693 годах потешной флотилии, родоначальницы русского флота. Доживший до наших дней свидетель тех лет – знаменитый ботик «Фортуна», сделанный руками молодого Петра лично – центральный экспонат одноименного самого популярного переславского музея. Гораздо менее известно о том, что помимо молодого Петра в Переславль регулярно приезжали на богомолье его мать Наталья Кирилловна, сестры, супруга брата Ивана царица Прасковья Федоровна с тремя дочерьми, среди которых была и будущая императрица Анна Иоанновна.

С именем царевны Натальи Алексеевны, любимой сестры Петра, связана активная храмозданная деятельность в Переславле-Залесском в начале XVIII века. Так, в основном на ее средства в 1694–1705 годах строилась новая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Борисоглебском на Песках монастыре. Руководил строительством духовник царевны, на тот момент архимандрит Троице-Данилова монастыря Варлаам (Высоцкий), бывший до этого пострижеником обители святых Бориса и Глеба на Песках. Еще до постройки новой каменной церкви Наталья Алексеевна живо интересовалась жизнью современного ей подвижника Корнилия Молчальника, скончавшегося в 1693 году и погребенного в старой Смоленской церкви Борисоглебского монастыря. Наталья Алексеевна хотела воспользоваться случаем освящения нового храма и приглашала Местоблюстителя Патриаршего престола Стефана (Яворского) для освидетельствования гроба Корнилия и переноса его в новую церковь. Митрополит Стефан, сославшись на нездоровье, не приехал, но «велел звать» ростовского владыку Димитрия, также хорошо знакомого Наталье Алексеевне и всем женщинам в большой царской семье.

Святитель Димитрий приехал, как нам кажется, охотно, так как он знал, что должен будет осмотреть гроб и останки не так давно умершего молчальника, почитаемого в Переславле. А ведь тема святости была для ростовского митрополита близка, как никакая другая. Он жил ею. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что совсем недавно, в феврале 1705 года, он закончил свой более чем двадцатилетний труд над Четьими-Минеями, но продолжал собирать материалы о святых и святынях вверенной ему обширнейшей Ростовской епархии.

Так Димитрий Ростовский стал тем человеком, кому выпала честь освидетельствовать мощи святого угодника. Именно он распорядился почитать Корнилия как святого, написал ему тропарь, кондак и молитву, которые были начертаны на первой иконе преподобного, не дошедшей до нашего времени. Святитель Димитрий принял участие в переносе мощей из старого Смоленского храма в новый. Мощи были положены в новый же кипарисный гроб и поставлены за левым клиросом.

Преподобный Корнилий Переславский относится к числу малоизвестных русских святых. В миру Конон, он родился в Переславле-Рязанском в состоятельной купеческой семье. В совсем молодых летах, практически отроком, ушел в монастырь. Это была Лукианова пустынь недалеко от Александровской слободы, основанная еще одним не слишком известным русским подвижником – преподобным Лукианом. Прожив здесь некоторое время, Конон ушел из этого монастыря в переславскую обитель святых Бориса и Глеба на Песках. Это произошло в 1659 году. Согласно Житию преподобного Корнилия, на вид ему тогда было не более пятнадцати лет, поэтому настоятель монастыря какое-то время не принимал юношу, который, к тому же, не говорил, а изъяснялся знаками. На основании указаной даты прихода преподобного Корнилия в Борисоглебский монастырь вычисляется приблизительная дата его рождения – 1643 год.

Видя упорство юноши, поселившегося у монастырских стен, настоятель принял его в обитель, посчитав при этом немым и глухим. Через пять лет молодой человек, обративший на себя внимание настоятеля тем, что, исполняя тяжелые физические работы по монастырю, раньше всех приходил в храм и позже всех уходил из него, а питался при этом только остатками пищи с братского стола, был пострижен в монашество с именем Корнилий. Проведя еще три года в суровых подвигах, он знаками попросил построить для себя отдельную келью, чтобы жить в затворе.

Всего преподобный Корнилий прожил в Борисоглебском монастыре 35 лет, все эти годы храня молчание. И так бы считали его немым и глухим, если бы перед кончиной он не рассказал духовнику всю свою жизнь. Стало понятно, что молчание – это подвиг, который он нес большую часть своей жизни.

Скончался святой 22 июля/ 4 августа 1693 года. В этот день и празднуется его память.

Совсем недавно, 3 февраля 2016 года, определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви установлено общецерковное почитание преподобного Корнилия Переславского. Его мощи находятся в Никольском соборе Переславского Никольского женского монастыря.


Смоленский храм бывшей Борисоглебской на Песках обители, где исторически находились мощи преподобного Корнилия, пережил свою историю. После екатерининской реформы о секуляризации церковных имений сам монастырь был упразднен, а Смоленская церковь превращена в приходской храм. Благодаря тому, что в нем находились мощи святого Корнилия, храм стали называть Смоленско-Корнилиевским. Он был действующим до самой Великой Отечественной войны, но вот затем использовался и как склад, и как жилье. Люди жили здесь еще в 1970-х годах. В 1980-х началось разрушение храма, рухнула колокольня, остовы стен местные жители растаскивали на кирпич. Мощи преподобного Корнилия все это время покоились в церкви под спудом.


В середине 1990-х годов храм был передан находящемуся рядом Никольскому женскому монастырю. В настоящее время он в значительной степени отреставрирован, в нем проходят богослужения.

Архитектура комплекса Смоленско-Корнилиевской церкви необычна. Здание самой церкви типично для храмовой архитектуры стиля барокко конца XVII – начала XVIII века. Это восьмерик на четверике. Но вот пристройка к трапезной части храма келейного двухэтажного корпуса с колокольней – решение нестандартное.

Смоленско-Корнилиевская церковь – это всё, что осталось от существовавшей некогда на этом месте Борисоглебской обители, но не единственное сохранившееся известное церковное здание Переславля-Залесского, связанное с храмозданной деятельностью благочестивой царевны Натальи Алексеевны, ее духовника архимандрита Варлаама (Высоцкого), ставшего позже настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, и хранящее память о святителе Димитрии Ростовском. Но это уже другие истории и, возможно, они будут рассказаны в свое время.

* * *

В Facebook на странице Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря недавно появилась рубрика «География и агиография», в которой организаторы проекта делятся впечатлениями от поездок и своими открытиями малоизвестных святынь: https://www.facebook.com/St.DimitryRostov/posts/1014994201997991

Мария Рубцова,

референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

 

---------------------------------------

[1] Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 года № 93-рп.

 

[2] Федотова М.А. Слово на освящение Смоленско-Корнилиевской церкви: неизвестная проповедь Димитрия Ростовского // Сообщения Ростовского музея. Вып. XXI. Ростов, 2016. С. 46–75.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения Викторина (Перминова)
Схиархимандрит Андроник (Лукаш)
Николай Головкин
Екатерина Котельникова
Игумения Викторина (Перминова)
Схиархимандрит Андроник (Лукаш)
Николай Головкин
Екатерина Котельникова