«Господь дает молитву послушному»

Игумен Савва, настоятель монастыря преподобного Шио Мгвимского (Грузинская Православная Церковь)

Во время недавней поездки в Грузию корреспонденты сайта «Монастырский вестник» посетили один из самых древних монастырей – преподобного Шио Мгвимского, где состоялась встреча с настоятелем монастыря игуменом Саввой (Джишкариани). В начале беседы отец Савва рассказал об истории обители.

Монастырь основан в VI веке преподобным Шио, одним из тринадцати сирийских отцов. Он приехал из Сирии вместе со своим учителем, преподобным Иоанном Зедазнийским, для проповеди в Иверии Слова Божия.

Место, где сначала поселился преподобный, было непроходимой лесной чащей. После сорокадневного строгого поста и молитвы, подвижнику было явление Преподобной Богородицы и Иоанна Предтечи. Божия Матерь вдохновила его, сказав, что это место станет обителью, где Бог будет прославляться до конца веков. В скале рядом с жилищем Шио чудесным образом открылся родник, а пищу ему приносил голубь. Через некоторое время сюда пришел один вельможа по имени Евагрий, во время охоты увидевший это чудо. Пораженный встречей с пустынником, Евагрий стал просить у Шио позволения подвизаться вместе с ним. Преподобный вначале отказал вельможе, но потом дал ему свой посох и сказал: «Возвратись, встань на берегу Куры и ударь посохом. Если река откроет тебе дорогу и ты сможешь перейти сюда, то, значит, есть Божия воля, чтобы ты подвизался вместе со мной. А если не сможешь перейти реку, то нет Божией воли на то, чтобы мы жили вместе.


Господь позволил Евагрию прийти к Шио; царедворец оставил все свое имущество и подвизался с преподобным. Их навестил сам царь Парсман VI, прося благословения у преподобного Шио и обещая помощь в устроении монастыря. Монахов здесь становилось все больше; говорят, что при царице Тамаре в этом ущелье, в пещерах, их подвизалось около пяти тысяч.

Преподобный Шио творил много чудес, и многие люди приходили к нему для исцеления. Но в лесу на них часто нападали дикие звери, поэтому преподобный призвал однажды всех хищных животных, которые были в этой местности, и велел им уйти. Оставил только одного волка, чтобы он пас монастырское стадо ослов. Этот волк изображен рядом с ним на иконах. И, обратите внимание: святой кадил голой рукой, на иконе он держит уголь на руке, и так кадит. (По преданию, кадильный дым указал ему место постройки монастыря.)


После того как число братий умножилось и у преподобного Шио появились преемники, он по благословению духовного отца и католикоса ушел в затвор. Несколько лет он подвизался в пещере наподобие колодца, сверху ему спускали воду и пищу. О его житии в затворе ничего не известно, говорят, что он занимался непрестанной молитвой.

По кончине преподобного Шио многие завоеватели неоднократно разрушали монастырь, убивали монахов. Однажды во время нашествия султана Ахмета случилась такая история. Захватив эту местность, военачальник Омар увидел ущелье и пещеры и подумал, что грузины прячут здесь свои сокровища. Но когда его войска захотели перейти реку, они не смогли этого сделать. Пленники-грузины объяснили, что за рекой находится монастырь преподобного Шио; если кто-то имеет злое намерение, то преподобный его туда не допустит. Тогда полководец дал одному из своих подчиненных золото и фимиам и сказал, чтобы он сделал пожертвование в монастырь. Когда посланные приблизились к монастырю, Омар увидел над обителью сонм ангелов и посреди них старца с белой бородой. А после того как он сам пришел на могилу преподобного, его ум начал просвещаться Светом Христовым. Спустя некоторое время он пришел в монастырь, крестился и стал монахом с именем Неофит (кстати, точный перевод этого слова с греческого – новое растение, росток). Вместе с ним пришли двое его слуг – Христофор и Христодул, и тоже стали монахами. Впоследствии Неофит был поставлен епископом Урбнисской епархии. Он искал мученичества ради Христа, и его, как архидиакона Стефана, язычники забили камнями во время проповеди. Мощи священномученика Неофита покоятся в нашем монастыре.


Предание говорит, что при преподобном были построены три храма: Иоанна Предтечи, Пресвятой Богородицы и Пресвятой Троицы. Там, где могила преподобного, храм VI века. А храм Пресвятой Богородицы, где мы сейчас беседуем, XII века, построил грузинский царь Давид IV Строитель. Рассказывают, что храм построен на основании старой церкви, которая была во времена преподобного. Его несколько раз разрушали, особенно в нашествие персидского шаха Аббаса I. В конце XIX – начале XX века этот монастырь восстановил епископ Гурийско-Мингрельский Александр (Окропиридзе). Сейчас он прославлен в лике святых, погребен тоже в нашем монастыре. Он очень благодетельствовал монастырю, при нем сделана роспись стен – русским мастером Андреевым.


В ХХ веке монастырь был закрыт с 20-х годов до 1988 года. Но иногда богослужения здесь все-таки проходили. Храм не был занят ничем посторонним, поэтому сохранились росписи.

В конце 1980-х годов, уже при Патриархе Илие II, монастырь возобновился, стало собираться братство.

Сколько сейчас братий в монастыре?

Девятнадцать человек. Богослужения совершаются каждый день.


Какие послушания несут насельники монастыря в настоящее время?

Разные послушания: пекарня, хозяйство, как в обычном монастыре. Некоторые пишут иконы.

Есть ли какая-то просветительская деятельность в обители?

Братия занимаются переводами.

Уделяется ли время келейной молитве? Остается ли от послушания время?

Да, такая возможность есть.


А кто духовник у братии?

Сейчас в монастыре только один священник. Прежний настоятель четыре года назад стал епископом, и вместе с ним ушла братия.

Приезжаете ли Вы в Москву на монашеские конференции, которые проводит Синодальный отдел по монастырям и монашеству?

На конференциях я не был, но мы знаем, что они проводятся, и нас это очень интересует. Мы ездим на Святую Гору тоже потому, что нас интересует монашеская жизнь.

Помимо Афонских монастырей, чьи примеры вдохновляют сегодня монашествующих Грузии? У кого Вы с братией учитесь монашеской жизни?

Мы черпаем вдохновение от Святейшего Патриарха Илии II и, конечно же, из творений святых отцов. Сейчас очень много книг переводится на грузинский язык. Братии особенно нравятся поучения святителя Игнатия (Брянчанинова), потому что он очень здраво всё видит, здраво оценивает ситуацию, хотя со времени, когда он писал свои творения, прошло уже полтора века. Месяц назад наш монастырь посетил митрополит Навпактский и Свято-Власиевский Иерофей (Влахос), архипастырь Элладской Православной Церкви. Он беседовал с монахами и дал нам очень много добрых советов.


Запомнилось ли что-то особенно из добрых советов Владыки?

Мы запомнили такой совет митрополита: когда в монастырь приходит новоначальный, он должен прежде научиться послушанию, а потом будет и молитва. Господь дает молитву послушному.

Наверное, это трудно для современного человека?

«Царствие Небесное нудится» (Мф. 11:12)…

Проводите ли Вы беседы с братией? Как часто братия могут к вам обращаться?

Мы беседуем с братиями во время трапезы. Вместе мы читали Ветхий Завет, Номоканон и Евангелие с толкованиями отцов; это был живой контакт. Также братия учили наизусть Святое Евангелие.


Как Вы относитесь к современным средствам связи, есть ли в монастыре Интернет?

Нет. У нас аскетический устав.

Много ли паломников посещают Ваш монастырь? Есть ли возможность у приезжих остаться здесь на некоторое время?

Паломников много, летом бывает очень много туристов. Несколько дней желающие могут провести у нас. Трудников мы тоже можем принять ненадолго – на два-три дня.

Чувствуете ли Вы помощь преподобного Шио? Обращаетесь к нему?

Мы чувствуем его помощь. Я особенно – еще и потому, что я рожден в день успения преподобного Шио. Это было 9 мая по старому стилю.


 

Материал подготовили Екатерина Орлова, Елена Володина

Перевод: иеродиакон Петр (Нинидзе)

Фото: Владимир Ходаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»