Главная Цель – Христос

Игумения Викторина (Перминова)

В преддверии праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии «Монастырский вестник» попросил ответить на вопросы о монашеской жизни игумению Викторину (Перминову), члена Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Матушка, 21 сентября в Богородице-Рождественском монастыре – престольный праздник. Как Вы будете отмечать его в этом году? Запланированы ли какие-то мероприятия к праздничной дате?

Царица Небесная в день Своего праздника всех с любовью утешает, и это по-особенному чувствуется в стенах посвященной Ей обители.  Трогательно, что жизнь Пречистой Девы с первых шагов посвящена Единому Богу. Это большой пример для нас, монашествующих. А судьба святых родителей Богоматери, которые много лет переносили поношения, но оставались верны Богу и получили дивный Плод своего смирения и терпения, назидательна для всех.

В наш главный праздник в обители должно состояться архиерейское богослужение, за что мы искренне благодарны Святейшему Патриарху. Когда богослужение совершает архипастырь – это сугубое торжество.  И сама по себе служба этого дня очень торжественна. Праздничные песнопения, богослужебные тексты передают всемирную радость и великое значение Рождения Той, из Которой воссияет Христос – Солнце правды.


Вечером служится лития, на утрени торжественно совершается полиелей, читается праздничный канон, особым напевом поются ирмосы. Утром, по традиции, совершается водосвятный молебен, служатся ранняя и поздняя Литургии. Если позволяет погода, праздничное богослужение завершается крестным ходом по обители. Наши прихожане очень любят главный праздник монастыря, и те, кто в этот день работают, стараются по возможности прийти на раннюю Литургию.

Как вообще насельницы монастыря отмечают праздники? Чем праздничные дни отличаются от будних для сестер?

Период предпразднства и праздник  приносят особую радость, но это и время сугубого трезвения, внутреннего внимания.  Почему нужно быть внимательными? Потому что враг нашего спасения желает лишить нас пользы, которую мы могли бы получить от праздника.  Если об этом помнить, обращаться к Богу за помощью и действовать в духе смирения и послушания, вся предпраздничная подготовка бывает в радость, меньше ощущается усталость и больше удается сделать. К сожалению, не у всех и не всегда получается правильно себя настроить, мы поддаемся искушениям. Что касается праздника Рождества Богородицы, то он открывает церковный год, и можно сказать, что с этого события начинаются все праздники.  Церковный праздник – это духовное торжество. И каждый в свою меру, в зависимости от внутреннего состояния, переживает духовную радость.

Сейчас мы говорили о внутренней составляющей. Внешне же праздники от будней отличаются тем, что богослужение совершается торжественнее и трапеза более празднична. Если есть возможность, то провожу в праздничные дни беседы с сестрами на тему праздника. Конечно же, в престольный праздник бывает много забот, и на беседу просто не хватает времени. Но все же в конце дня мы с сестрами собираемся на благодарственный молебен, чтобы поблагодарить Господа за прошедший праздник и благодатную помощь.


В августе этого года Вы, как член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, принимали активное участие в организации круглого стола «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях», проходившего в  Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Богородице-Рождественский монастырь находится в самом центре столицы России. Трудно ли быть монахиней городского монастыря? Отразили ли участники круглого стола в своих выступлениях проблемы городских обителей? Услышали ли Вы для себя что-то полезное, что хотелось бы воплотить в своем монастыре?

Прекрасно сказали многие из участников работы круглого стола о том, что не важно, в каком месте находится монастырь. Сейчас практически везде есть мобильная связь, и может быть доступен интернет. К сожалению, тот, у кого недостаточно внимания к внутренней жизни и нет правильной цели, может сегодня и в отдаленной пустыне жить не по-монашески. И в любом месте, при желании, можно достигнуть духовных высот. Совершенно справедливо отметил архимандрит Максим (Кацирис): «Нет такого места, такого государственного режима, такой ситуации, когда соблюдение заповедей Христовых было бы невозможно». Студийский монастырь находился у стен Константинополя и был образцовым по своей монашеской жизни.

Важно то, какая у нас цель, что мы сделаем содержанием своей жизни – Христа или те соблазны, которые в изобилии предлагает мир. Важно, решится ли человек отказаться от мирских привязанностей, закрыть для себя доступ тому, что дает возможность врагу вторгаться в его душу. Здесь также процитирую архимандрита Максима: «…Мы говорим “изгнать из себя мир”, и это не означает, что монах отрекается от мира как творения Божьего, даже если мир находится в состоянии падения, но монах отрекается от пути мира к падению, характеризующему современную цивилизацию».

Очень важно, находится ли насельник обители в искреннем, внутреннем послушании игумену, насколько он отсекает свою волю, как относится к братству. Если монах всё делает с благословения, он везде и всегда находится в безопасности. Многое зависит и от игумена – насколько он внимателен к тому, что происходит с каждым насельником и вообще в братстве, чем живут братия, о чем думают, как молятся, к чему стремятся, занимаются ли внутренним деланием. От наставника зависит, какой дух и направление жизни принимает обитель, как соблюдаются насельниками заповеди Божии и монастырские правила – формально или же перед Богом, с любовью к Нему, во исполнение Его воли.

Монахом быть нелегко везде, потому что монашество – это крест.  Одновременно это благое и легкое бремя Христово, потому что «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин». Много чудес может совершить Господь в жизни человека, смиренно принимающего Божественную волю.  Ведь всё совершает не человек, а Бог. Человек только проявляет решимость и готовность следовать за Христом, выраженную в послушании.

Считаю, что проблемы городских обителей участники круглого стола отразили достаточно полно и многогранно. Прекрасно провел форум Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Святогорский. Его полезные комментарии, а также вопросы и дополнения участников сделали обсуждение живым и интересным. Следует отметить позитивный и доброжелательный настрой всех присутствующих.

Полезного услышала для себя много. Еще больше утвердилась в том, что советовали мои духовные руководители. Порадовалась тому, что во время работы круглого стола увидела стремящихся к Богу и достигающих многого в духовной жизни наставников монашествующих. Вдохновляет, что на всяком месте есть возможность для духовного совершенствования и стремления к единственной Цели – любящему нас Господу. Когда человек стремится к этой Цели, то отступает уныние, умолкают страсти и теряют привлекательность соблазны мира. Постоянное памятование о Боге дает возможность сосредоточить внимание не на внешнем, а на внутреннем, всегда и везде обращаться к Богу с молитвой. Стараюсь обращать внимание на эти внутренние аспекты в наших беседах с сестрами. Обсуждаем, как осуществлять сказанное практически, индивидуально для каждого.


Наверное, все, кто приходит в Богородице-Рождественский монастырь, чувствуют особую атмосферу, которая царит в стенах Вашей обители. На территории монастыря так тихо, что порой забываешь о том, что находишься в центре Москвы, рядом с Кремлем. Всё здесь словно помогает человеку прийти в себя, хотя бы на некоторое время забыть о суете и сосредоточиться на самых важных для жизни вещах. И мы бываем очень благодарны Вам за то, что в нашем городе есть этот духовный оазис и Вы с такой любовью заботитесь о его сохранении. А как Вы относитесь к посетителям монастыря? Не устают ли сестры от наплыва паломников и туристов?

Не сказала бы, что у нас очень большой наплыв паломников. Бог посылает того, кому нужно прийти в обитель. Особая атмосфера – это Покров Божией Матери, молитвы наших святых покровителей, предшественников и наставников. С приходящими в монастырь и экскурсионными группами общаются поставленные на это послушание старшие сестры, более утвержденные в монашеском пути. Они стараются приветливо принимать гостей обители, но знают ту грань, которую переходить в общении не следует. Новоначальные с паломниками не соприкасаются. Не считаю, что у нас есть духовно опытные насельницы, всегда стараюсь внушить сестрам осторожность, чтобы они ненароком не вторглись бы в чужую жизнь и не дали бы неправильный совет. Для того чтобы предлагать советы, есть пастыри, облеченные благодатью священства. А сестры могут рассказать об обители, о святых, святынях, ответить на некоторые вопросы о монашеской жизни. Самой лучшей и действенной проповедью была бы наша праведная жизнь и наша взаимная любовь во Христе, но мы, к сожалению, от этого далеки.


Есть ли в монастыре территория, недоступная для посетителей? И есть ли вообще возможность для уединения в городском монастыре?

Такая территория в обители есть. Это монастырский сад, где сестры могут пройтись после трудов и помолиться. Также у нас имеется возможность уединения в келейных корпусах, в кельях. И, конечно же, каждый монашествующий должен стремиться к такому уединенному устроению, чтобы на послушании внутренне молиться, не празднословить, ни с кем не пререкаться и не спорить, не вмешиваться в то, что его непосредственно не касается. Это достигается, если мы помним о всегда Пребывающем рядом с нами Боге и своих грехах, которыми оскорбляем Всеблагого Господа. Когда мы заняты внутренним деланием, стараемся отсекать злые и пустые помыслы и не доводить их до греховного дела, нам некогда и незачем смотреть по сторонам, на других и осуждать ближних.


Еще одна важная тема монашеской жизни, которую часто предлагают для обсуждения на форумах, это тема наставничества. Те, кто выбирают для себя иноческий путь, конечно же, ищут и возможности учиться у людей духовных послушанию, молитве, борьбе со страстями. Расскажите, пожалуйста, о людях, которые были Вашими наставниками, у кого Вы учились монашеству.  Как получают духовное окормление сестры в Вашем монастыре?

Моим первым наставником был воспитанник Святогорского монастыря игумен Исайя (Будюкин) (1885–1978). Это был строгий подвижник, аскет и молитвенник, имевший великую любовь к своим духовным детям. Он мог отнестись к чаду строго ради его спасения, но молился и переживал за каждого как духовный отец, и это чувствовалось. Школа батюшки была, прежде всего, школой послушания. Он опытно показывал, как много может совершить вера в послушание, доверие духовному наставнику. Видя добрые плоды послушания, убеждалась, что через наставника действует Господь. 


Отец Исайя учил тому, что желающему получить духовный плод необходимо жить незаметно, в смирении, принимать волю Божию. Он образно говорил, что полный колос всегда к земле клонится, а пустой – наверху торчит. Провидя, что я буду в монастыре, батюшка предупреждал, что в обителях находятся не ангелы, а имеющие недостатки люди, которые пришли в обитель исправлять себя, но это не получается сделать быстро. Поэтому не нужно никого осуждать, а следить только за собой и своим внутренним состоянием. Духовный друг и сотаинник игумена Исайи протоиерей Вениамин Румянцев, к которому я обращалась после кончины дорогого батюшки, был того же духа: смиренный, кроткий, незлобивый, принимающий волю Божию старец.  

Когда Господь привел меня в Пюхтицкий монастырь, огромное значение имел пример старых пюхтицких сестер, и особенно моей духовной матери схимонахини Любови (Залевской), несколько десятилетий бессменно несшей послушания келаря и жертвенно служившей большому сестринству и многочисленным паломникам. При этом по ночам она вычитывала схимническое правило своей духовной матери схимонахине Варсонофии. Когда мать Любовь была освобождена от тяжелого послушания в силу возраста и болезней (а крепким здоровьем она никогда не обладала), то не оставалась в праздности и, чем могла, служила обители. Мать Любовь была строгой наставницей, никогда меня не оправдывала и не жалела мирской жалостью, но ее сострадание и молитву я всегда чувствовала. Она помнила о моих трудностях и искушениях и молилась за меня.

Нельзя не сказать и о протоиерее Николае Гурьянове, поддержавшем меня в трудный период жизни. Отец Николай всегда молился за нашу Богородице-Рождественскую обитель и послал нам в помощь своего духовного сына.  Помню, как он пел мне еще в Пюхтицах: «Добрый инок, что с тобою, что поник ты головой?» Спев духовный кант, он завершал его словами «не унывай и на Бога уповай». В немногих, но точных словах он объяснял, как пережить скорбь, победить искушение. 


Когда я оказалась в Москве, в возрождении нашей обители очень помогли молитвы всех моих наставников, и не только моих. Моя духовная сестра, казначея нашего монастыря – также чадо игумена Исайи (Будюкина).  Молитвами старцев, Господь даровал нашей обители опытного духовника  –  протоиерея Бориса Николаева (1915–2005). Протоиерей Вениамин перед своей блаженной кончиной указал на своего духовного друга «отца Бориса под Псковом». В то время я находилась в Пюхтицах, и никогда не бывала не только под Псковом, но и во Пскове. Однако слова батюшки мне запомнились. И настало время, когда в нашу московскую обитель пришел наш благодетель, знавший протоиерея Бориса Николаева. Благодаря этой встрече монастырь обрел духовного наставника. Святейший Патриарх Алексий II, которого мы вспоминаем с любовью и благодарностью, принимавший в жизни обители горячее участие, благословил отца Бориса стать духовником монастыря.  Он просил батюшку передать нам не только духовный, но и жизненный опыт. И отец Борис, проживший большую жизнь и перенесший за веру тюрьмы и лагерь, учил сестер всему, что знал и любил: богослужебному уставу, знаменному и вообще церковному пению, изготовлению просфор, колокольному звону, несению самых различных послушаний. Но самое главное, чему он учил, – это духовная жизнь как предначатие жизни вечной.

Можно сказать, что батюшка оставил нам программу на всю оставшуюся жизнь. Остались книги и наставления батюшки, мы помним его беседы и советы, а главное – его жертвенную любовь. Сейчас сестры приходят в усыпальницу обители, чтобы помолиться об упокоении души духовного отца и попросить благословения, вразумления и помощи. Как игумения, стараюсь помогать сестрам идти ко спасению, беседовать с ними лично и проводить общие беседы, отношения у нас доверительные, а исповедуются сестры монастырским священнослужителям.


На сайте Богородице-Рождественского монастыря мы имеем возможность знакомиться с содержанием бесед, которые Вы и гости монастыря, духовно опытные священники, проводите с насельницами обители. Имеют ли возможность сестры задавать вопросы в ходе подобных бесед? Получают ли пользу от такого общения? Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от этих встреч. Может быть, какие-то беседы запомнились чем-то особенным?

Конечно же, сестры имеют возможность задавать вопросы: для того и устраивается беседа, чтобы в ходе ее сестры могли спросить о том, что их волнует. Иногда они составляют и заранее записывают вопросы для бесед с духовно опытными наставниками. Господь не оставляет нас без назидания. С радостью и пользой для себя всегда слышим духовное слово Святейшего Патриарха Кирилла, читаем книги и проповеди нашего Первосвятителя. К нам приезжали такие известные духовники, как митрополит Лимасольский Афанасий, духовник женского монастыря Преображения Господня в Террассоне  архимандрит Илия (Раго), настоятель монастыря иконы Божией Матери Кассопитры на о. Корфу схиархимандрит Поликарп (Зервос), игумены и братия из монастырей Святой Горы Афон, игумены и игумении с Кипра, из сербских обителей и другие наставники. Каждая встреча запоминается по-своему. Господь не создал двух одинаковых людей, и это прекрасно, но подвизающихся может объединять один дух – Христов. По милости Божией, все наши наставники учат одному – любить Христа, искать Царствия Божия, любить друг друга в Боге и принимать волю Божию. Учат они не только словом, но и примером жизни, так как все они – делатели смирения и послушания. Некоторые беседы можно прочесть на нашем сайте в подразделе «Беседы с духовными наставниками». Но многое невозможно опубликовать, потому что на беседах звучат очень личные вопросы сестер и ответы конкретным лицам.


Матушка, в интервью мы часто спрашиваем участников монашеских форумов, чем являются для них мероприятия, в ходе которых обсуждаются вопросы монастырской жизни. Вы – не только участник, но и организатор этих встреч. Очевидно, что подготовка конференций, собраний, круглых столов  требует немалых усилий. Оправданны ли они? Ведь теперь к обычным послушаниям, которых немало у сестер в малочисленной городской обители, прибавились  новые обязанности. Что, на Ваш взгляд, дают монашествующим эти встречи?

Усилия требуются большие. Они во многом оправданны, потому что монашеские форумы приносят пользу, позволяя приобщиться к опыту других, вместе помолиться. Это важно, так как собственного опыта бывает недостаточно. Когда участвую в организации таких мероприятий, то имею возможность глубже вникнуть в тему, внимательно ознакомиться со всеми материалами, что приносит свою ощутимую пользу и духовно помогает. Но, конечно же, можно понять монашествующих в стремлении к молитве и уединению, а не к организации мероприятий, даже и очень полезных, и это нормально, на мой взгляд. Ведь монах уже не войдет в келью таким, каким из нее вышел. Бывает, что необходимо восстановить силы в молитве и удалении от суеты. Для этого-то и предусматриваются уединенные места в самой обители, скиты и так далее.

В конце сентября в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоится конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях».  Почему выбрана именно эта тема? На какие вопросы хотелось бы услышать ответы? Что обсудить?

Преемственность везде и всегда важна. Всё, что имеет Церковь, передано по преемству от апостолов и святых отцов. Монастыри находятся в Церкви на передовой линии духовной брани, и святоотеческая монашеская традиция – их утверждение.

Когда мы молимся и желаем быть услышанными, то взываем: «Боже отец наших…» Жизнь святых отцов по евангельским заповедям создала ту традицию, которой в той или иной степени, в соблюдении своих уставов, следуют монастыри.


Нет одинаковых обителей, да и святоотеческие правила не являются ни формальностью, ни музейным экспонатом. Монашеская традиция – это разнообразная и многогранная жизнь, ведущая к Царствию Божию.  Важно и интересно, чем живут, как хранят и поддерживают в себе дух Христов современные обители, через кого осуществляется преемственность. Ведь везде есть свои наставники, которым, в свою очередь, передали традицию люди святой и праведной жизни. Большое счастье узнать о тех, кто живет в Боге, ощутить дух Христов – дух смирения, послушания, любви, кротости, перенять живой опыт, которым кто-то может поделиться. И надеемся, что докладчики и участники конференции поделятся с собравшимися опытом. Основные вопросы почти всегда касаются того, что главное, а что второстепенное, как отличить второстепенное от главного, истинное от сомнительного и ложного. Каковы правильная духовная традиция и истинный наставник? Как современная обитель может обрести источник жизни и вдохновения, следуя древней, многовековой традиции? Насколько неразрывно святоотеческая традиция связана с Евангелием? Как не уклониться от правильной традиции и избежать формализма? Вопросов может быть множество и самых разных. И главный вопрос: как идти всегда к Единственной Цели – Христу, и как этому способствует монашеская традиция? Отвечая для себя на этот последний вопрос, мы находим ответы и на остальные вопросы.

Матушка, и последний вопрос. Чьи творения Вы посоветовали бы читать девушкам, которые стремятся к монашеской жизни? Кто из духовных писателей наиболее близок, по Вашему мнению, современному человеку?

Тем, кто присматривается к монастырской жизни, обычно советую прочесть дневник Оптинского старца преподобноисповедника Никона (Беляева), а также книгу «Един от древних» – жизнеописание преподобного Гавриила (Зырянова) Спасо-Елеазаровского и Седмиезерного, составленное его духовным сыном архимандритом Симеоном (Холмогоровым). Можно также читать жития Оптинских старцев, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других монашествующих. Читая подобные книги, девушка должна понимать, что ей необходимо стремиться к правильной монашеской жизни – жизни по послушанию. Ей  нужно искать обитель, где стремятся так жить, и правильную, непрелестную наставницу в лице игумении. Но необходимо понимать, что ищущая не везде и не всегда встретит тот идеал, который желает увидеть, да и представления об идеале у нее еще неправильные.

После чтения таких книг можно перейти к Поучениям Аввы Дорофея. Это святоотеческое творение лучше читать под руководством опытного в монашеской жизни духовного наставника. К этой книге, как к настольной, монах возвращается в течение всей монашеской жизни. Новоначальные по-разному духовно возрастают и преуспевают, поэтому кому-то становится понятнее святитель Игнатий (Брянчанинов), которого называют одним из близких современному монашеству авторов, но творения и высказывания которого нужно правильно понимать. Святитель Игнатий писал об оскудении наставников, но не учил жить без наставника, и сам был внимательным духовным отцом для своих чад, оказывавших ему беспрекословное послушание. Кому-то ближе святитель Феофан Затворник, несмотря на своеобразие стиля изложения, не всегда привычного для современного читателя. Святитель Феофан – глубокий толкователь Священного Писания и тонкий знаток духовной жизни.  Но для того чтобы советовать, нужно знать того, кому дается конкретный совет, ведь многое индивидуально. Духовное чтение приносит большую пользу, однако нужно не столько увлекаться направлением и сюжетом книги, как многие привыкли делать при прочтении светской литературы, сколько извлекать полезные для души уроки.  Полезно то, что приближает к Богу, а с тем, что слишком увлекает, нужно быть осторожным, чтобы не удалиться от главной цели. Главная Цель – это Христос.

Беседовала Екатерина Орлова

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петропавловский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери