Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Москва, Новодевичий проезд, 1с5
Телефон:
7 (499) 245 3168
E-mail:
novodevich@ mepar.ru
Сайт:
Дата основания:
3/26 мая 1524 г
дата восстановления:
1994

История

Московский Новодевичий монастырь был основан 13/26 мая 1524 г. Великим князем. Московским Василием III в память присоединения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы — события, завершившего формирование единого и независимого Московского Государства. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, которого называют последним собирателем Русских Земель, сознавал себя не просто родственником, но после падения Константинополя (1453) — и наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.

Державная идея царственного основателя — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице).  Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи[1]. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с Великой  княгиней Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак[2].

Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи  XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян.  28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли  русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник —  один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.

Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители  было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря перв.пол. XVI в.

Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.

В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве.

В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского.

К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.

Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.

После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена  в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и  в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.

В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. — в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718).

В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сент. — 9 окт. ст. ст.) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь — под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой.

В XVIII в. в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – нач. XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В кон. XIX – нач. XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря.

В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и  церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.

Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).

В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители  — священномученик Сергий Лебедев — ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия.

В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом — видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения. В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная.

В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею.



1. Икона получила своё название по константинопольскому храму Одигон, в котором она находилась. В 1046 г. была принесена на Русь, с 1077 находилась в Успенском соборе Смоленска, почиталась как хранительница города и княжества, с 1404 — в Москве, в Благовещенском соборе Кремля. Вел. кн. Василий Тёмный возвратил икону в Смоленск (1456), оставив в Кремле ее точный список, который и был перенесен Василием III в Новодевичий монастырь.

2. Поселиться в Новодевичьем монастыре вел. кн. Соломонии не пришлось. Из-за острых споров вокруг беспрецедентного тогда развода она была пострижена с именем Софии в Моск. Рождественском мон. (нояб. 1525) и отправлена в Суздальский Покровский мон. (†16 дек. 1542), где прославилась святой жизнью и с сер. XVII в. почитается как прп. София Суздальская.


Настоятельница

Игумения Маргарита (Феоктистова)

Святые и подвижники благочестия

9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
25 Мая / 7 Июня, 24 Июня / 7 Июля, 29 Августа / 11 Сентября, 23 Сентября / 6 Октября, 12 / 25 Октября

Святыни и святые источники

13 / 26 Октября, 12 / 25 Февраля, 23 Апреля / 6 Мая, 28 Марта / 10 Апреля

Храмы и Богослужения

Смоленский собор Божией Матери Одигитрии
1524 г.

Собор Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрии» - главный храм монастыря, строился по обету великого князя Василия III в память возвращения древнего города Смоленска в состав единого Русского Государства (1514). В соборе сохранилась настенная фресковая роспись XVI –XVII веков. В это же время сложился облик пятиярусного иконостаса в резной золоченой раме, созданной царскими мастерами из Оружейной палаты Кремля. В иконостас вошли иконы – вклады русских государей. Вдоль южной стены Смоленского собора сохранились гробницы родственниц царя Петра I: первой жены – Евдокии Федоровны (Лопухиной) и сестёр - Екатерины, Евдокии и Софьи Алексеевны.

Смоленский собор строился как летний храм, без системы отопления. Собор открыт для посещения с начала июня до середины сентября.


Храм в честь Покрова Божией Матери
1687 — 1688 гг.
Надвратная церковь Покрова 1687-88 гг. постройки. Это вторая надвратная церковь монастыря, которая располагается на одной линии с надвратной церковью Преображения. Она не такая пышная и нарядная, но не уступает в изяществе остальным памятникам московского барокко. Церковь трёхглавая, боковые главы её предназначаются для размещения колоколов.

Надвратная церковь Покрова и Мариинские палаты Новодевичьего монастыря.К надвратной церкви Покрова вплотную примыкают Мариинские палаты, названные так по имени их знатной обитательницы – сестры Петра I Марии.

Храм находится в  процессе реставрации, богослужения не проводятся


Храм в честь равноапостольного Великого князя Владимира с крестильней
Расположен в подклети храма в честь Успения Божией Матери
Храм в честь Преображения Господня (Крестовая) при резиденции Митрополита Крутицкого и Коломенского
1687 — 1689 гг.
Преображенская надвратная церковь была построена в 1687-89 гг. над северными воротами - главным входом в монастырь - в нарышкинском стиле. С западной стороны к церкви примыкают Лопухинские палаты, построенные в это же время.
Храм в честь святителя Амвросия Медиоланского

В XVI веке Новодевичий монастырь находился под покровительством царя Ивана IV Грозного, по приказанию которого в нем были возведены палаты для царевой невестки – княгини Ульяны, вдовы князя Юрия Васильевича Углицкого. В 1598 г. для вдовы его сына царицы Ирины Федоровны Годуновой, постриженной в Новодевичий монастырь под именем Александры, соорудили новые Ирининские палаты (на старом основании Ульяниных палат), к которым была пристроена церковь. В середине XVII века церковь полностью перестроили и освятили во имя Иоанна Предтечи. В 1680-е гг. Ирининские палаты отстраиваются заново на старых фундаментах. Последние изменения в облике храма и его переосвящение связано с Чумным бунтом 1771 г. Тогда жертвой безумной толпы стал архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский), в память о мученической смерти которого храм был переименован в честь его святого покровителя Амвросия Медиоланского.

После Октябрьской революции 1917 г. в церкви еще долго шла служба. С 1930-х по 1990-е гг. церковь, как и весь монастырь, находилась в ведении Государственного Исторического музея. Храм отреставрировали, и к 1990 г. в нем разместили Отдел оружия Исторического музея. В 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Храм святителя Амвросия Медиоланского передали верующим одним из первых. В нем поставили новый иконостас, но со старинными иконами, переданными из фондов Исторического музея; здесь проводятся уставные монастырские богослужения.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
1685 — 1945 гг.

Зимняя церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в стиле «московского барокко». Памятники этого архитектурного направления отличаются богатым декоративным оформлением. Резные из белого камня наличники окон, колонны и карнизы покрывали вся поверхность стен. С западной стороны к церкви примыкает огромный бесстолпный зал трапезной палаты, стоящий на высоком подклете. Площадь палаты составляет 393 кв. метра. От первоначального иконостаса церкви выполненного известным придворным мастером Карпом Золотарёвым сохранилось только несколько икон, которые сейчас хранятся в Историческом музее. В 70-е годы XX века в храме был установлен резной золоченый иконостас 1703 г. из разрушенной в 1931 году церкви Успения на Покровке.

На втором ярусе Успенского храма находится придел Сошествия Святого Духа. Здесь сохранился иконостас первой половины XVIII века, который в настоящее время экспонируется в Ирининских палатах.


Часовня-усыпальница Прохоровых.
1911 г.
Небольшая часовня Прохоровых расположилась в некрополе монастыря неподалеку от стен Смоленского собора. Она является надгробной часовней - усыпальницей над могилой известного мануфактурщика XIX века, владельца знаменитой Трехгорной мануфактуры Ивана Яковлевича Прохорова и членов его семьи. Возведена часовня на средства его сына, Николая.

При жизни Иван Яковлевич Прохоров много внимания, сил и средств уделял развитию и успешной жизнедеятельности монастыря, ведь в нем в качестве монахини много лет жила его сестра. Часовня выполнена в неорусском стиле. Декор часовни и ее ограды выполнен в стиле владимирско-суздальских храмов XII-XIII вв., завершения - в духе московской архитектуры XV-XVI вв. Внутренние стены и своды покрыты мозаикой, полы мраморные. В настоящее время используется в качестве монастырской часовни.

Подворья

дата основания:
1915 год
Московская область, Одинцовский район, посёлок "Санаторий имени Герцена" Александро-Невский Храм, дом 23а.
дата основания:
1792 год
с. Шубино, Домодедовский район, МО, Домодедовский район, с. Шубино, ул. Дружбы, д. 37А

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 40
Божественная литургия.Молебен с акафистом перед образом Иверской Божией Матери.
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
6 : 20
Ранняя Божественная литургия
8 : 40
Поздняя Божественная литургия

Служение

Воскресная школа при Московском Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре
Церковный музей Московской епархии при Новодевичьем монастыре

В феврале 2010 г. архитектурный комплекс Московского Новодевичьего монастыря, в стенах которого с 1934 г. располагался филиал Государственного Исторического музея, по распоряжению Правительства Российской Федерации был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. 

Принимая во внимание, что архитектурный ансамбль древней обители является посещаемым туристическим объектом и с 2004 г. включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в 2010 г. благословил организовать в стенах древней обители Церковный музей Московской епархии, назначив его директором игумению Маргариту (Феоктистову). 

Основным направлением деятельности Церковного музея является экскурсионное обслуживание паломнических и туристических групп. Сотрудники экскурсионное бюро Церковного музея ежедневно проводят экскурсии по Новодевичьему монастырю и знакомят с историей обители. 

В настоящее время для туристического осмотра открыты: Смоленский собор (в летнее время) с уникальными фресками и пятиярусным резным иконостасом 16-17 вв., выполненным мастерами Государевой Оружейной палаты; Успенская церковь - действующий храм с уникальной трапезной палатой и великолепным внутренним убранством, часовня-усыпальница семьи Прохоровых (в летнее время) с мозаиками начала ХХ века; в летнее время проводятся экскурсии по монастырскому некрополю, в котором находятся могилы русских поэтов, писателей, историков, государственных, общественных и военных деятелей. 

С первых дней своего существоания Церковный музей ведет выставочную деятельность. 1 января 2011 года в Софьиных палатах была открыта Первая выставка «Дети - Рождеству Христову», на которой были представлены художественные работы воспитанников воскресных школ Московской епархии и учащихся средних и художественных школ Подмосковья, проходящих обучение по программе «Основы Православной культуры» 

В апреле 2011 года в тех же палатах была открыта выставка «Храмы Руси Святой», на которой были представлены произведения известных российских живописцев вт. пол. ХХ века из коллекции "Фонда развития образования и искусств". 

В настоящее время в Софьиных палатах открыты для осмотра выставка Богородичных икон из монастырского собрания - «Величай, душе моя, Деву Пречистую» и мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Черной, 1914-1999), первой настоятельнице Новодевичьего монастыря после возобновления в нем монашеской жизни. К юбилею Отечественной войны 1812 года в подклете Софьиных палат была открыта выставка «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», которая рассказывает о первых месяцах войны, о Московском пожаре и том, как Новодевичий монастырь пережил эти события.

Еще две экспозиции находятся в палатах царицы Ирины Годуновой. Это фото-выставка «Московская епархия вчера и сегодня», в которой представлена панорама жизни Московской епархии; и выставка икон начала 18 века из иконостаса ц. Сошествия Св. Духа, под названием «Огненные языки благодати».




Контактная информация

Как добраться?

До монастыря можно добраться от станции метро «Спортивная» автобусами №№64 и 132, а также троллейбусами №№5 и 15.
 Можно дойти и пешком — это займет минут десять.
На автомобиле: из центра нужно следовать по Новодевичьей набережной или Большой Пироговской улице; из области — по проспекту Вернадского и Комсомольскому проспекту с выездом после пересечения Третьего транспортного кольца на улицу Хамовнический Вал и далее поворотом на Большую Пироговскую.

Возврат к списку