Благовещенский Киржачский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Владимирская область, Киржач, улица Гагарина, 27
Телефон:
+7 (49237)2-22-11
E-mail:
kirobitel@yandex.ru
Сайт:
Дата основания:
1358
дата восстановления:
1995

История

Не один Троицкий монастырь основал великий Сергий Радонежский. Его благословением и трудами на Руси появилось множество монашеских обителей. В их числе – и основанный Преподобным по особому Промыслу Божиему Свято-Благовещенский монастырь на Киржаче.

Случилось это следующим образом. Во второй половине XIV века в Русской церкви происходила смена Студийского устава на Иерусалимский. Возможно, старший брат преподобного Сергия Стефан был сторонником старой традиции, тогда как Сергий склонялся к новому уставу, введение которого было связано с деятельностью святителя Алексия. 

Как мы знаем из «Жития преподобного Сергия», составленного его первым биографом Епифанием Премудрым, однажды во время вечернего богослужения Стефан спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Игумен дал мне ее». На что Стефан резко сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли основал это место?» И другие произнес немирные слова. Преподобный Сергий находился в алтаре и все слышал. Чтобы не вступать с братом в состязание о первенстве, Преподобный, прямо из алтаря, не заходя в келью, вышел никем не замеченный из ворот основанного им монастыря и направился в Махрищский монастырь к своему духовному другу игумену Стефану. По преданию, в этом путешествии великого Сергия сопровождал его ученик, преподобный Роман.

Некоторое время преподобный Сергий пребывал в Махрищском монастыре, в молитве испрашивая волю Божию, после чего вместе с провожатым отправился дальше. В нескольких верстах от Махры они нашли пустынное место поразительной красоты. Здесь, на высоком берегу реки Киржач, они и остановились. Облюбовав это место для пустынножительства, Преподобный устроил убогое жилище и своими руками ископал на Киржачской круче колодец.

Инокам Троицкой обители вскоре стало известно, куда удалился их смиренный игумен. Один за другим, самые верные и любящие, стали приходить к нему его духовные чада. Преподобный с любовью принимал каждого, расчищал с братией лес и ставил келии. По благословению московского митрополита святителя Алексия Преподобный поставил небольшую деревянную церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Умилительна молитва Преподобного, с которой он обратился ко Господу, приступая к ее строительству: «Господи Боже сил древле укрепивший Израиля многими чудесами и законодавца Своего Моисея многими различными известив знамениями, и Гедеону руном образ победы показавший, Сам ныне, Владыко, Вседетель, услыши мя, грешнаго раба Твоего, молящагося Тебе; прими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму, во славу Твою и похвалу и честь Пречистыя Матере Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения, да и в том славится пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»

Вот так и начался Благовещенский Киржачский монастырь.

Оставшаяся в Троицкой обители осиротевшая братия с сокрушенными сердцами отправились к митрополиту Алексию с просьбой о возвращении дорогого игумена. Вняв их просьбе, святитель Алексий послал на Киржач двух архимандритов просить Преподобного вернуться в обитель Святой Троицы.Преподобный Сергий повиновался святительскому слову и после четырех лет устроения Благовещенского монастыря на Киржаче, вернулся в Троицкую обитель.

Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручил своему преданному ученику и сподвижнику Роману. Преподобный Роман исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии. Он оказался достойным преемником своего игумена, поистине духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим братию монастыря и всех приходивших в обитель. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился как и его учитель преподобный Сергий в 1392 году и был похоронен у стен Благовещенской церкви.

Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. В XVI веке на месте деревянной Благовещенской церкви был построен каменный храм, а также возведена трапезная церковь, освящённая в честь Сергия Радонежского. В 1656 году за алтарём Благовещенской церкви боярин Иван Андреевич Милославский над могилами своих родителей построил Спасскую церковь с колокольней. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. Архивные документы свидетельствуют, что в средние века монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским.

В 1764 году монастырь был упразднён и обращён в Благовещенский приход. По манифесту Екатерины II о секуляризации церковных владений, монастырское имущество было передано в Троице-Сергиеву лавру, братия была переведена частью туда же, частью в другие монастыри.

В середине XIX века росписью приходских храмов занимался основатель шёлковой промышленности в городе Киржаче Александр Петрович Соловьёв. В 1864—1869 годах его сыновья Пётр и Александр построили храм Всех Святых с высокой колокольней.

В советское время монастырь не функционировал. В 1932—1934 годах был взорван храм Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. В церкви Всех Святых размещался городской хлебозавод.

Только в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной Церкви. В июле 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия монастырь возобновил свою деятельность как женская обитель. В 1997 году в подклети Благовещенского собора была установлена рака с мощами Романа Киржачского. В многолюдных богослужениях по поводу обретения мощей Романа Киржачского принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Настоятельница

Игумения Феодора (Трубач)


Храмы и Богослужения

Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.)

Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын  Иоанна III –  соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда  Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV.

Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах.

Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца.

Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были украшены живописью. Храм в 1857 году расписывал Александр Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья Яковлевич Яковлев. В 1885 г. росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко.

В 1918 году Благовещенский собор был национализирован и реквизирован военным ведомством. В том же году его вернули верующим, но лишь в бесплатное пользование. Наиболее ценное имущество из ризницы собора было опечатано и взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР.  В 1923 году договор аренды с прихожанами собора был расторгнут. Отнятый у верующих храм оказался  в ведении вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. В 1924 году вместе с другими древними храмами обители он был объявлен «охраняемых государством памятником истории и архитектуры» и поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР.

С 1924 года Благовещенский собор вместе со Спасским храмом составлял основу  киржачского музейного комплекса. В нем размещалась экспозиция древнерусского церковного искусства, состоявшая из икон XIV-XVII веков, серебряных изделий XV-XIX веков, церковной утвари и шитья XVI-XIX веков, предметов резьбы по дереву, каменных могильных плит XV и  XVII веков, древних рукописей и старопечатных книг. Большинство этих экспонатов попали в музей из соборной ризницы и других «исторических» церквей Киржачского уезда. В непосредственной эксплуатации Киржачского музея Благовещенский собор находился до конца 1928 года. За все время существования музея никакого ремонта в нем не производилось, и храм начал разрушаться. К 1928 году одна из его алтарных апсид дала сквозную вертикальную трещину, протекала крыша.

После прекращения деятельности Киржачского музея, Благовещенский собор подвергся окончательному разорению. По сохранившимся воспоминаниям, в 1929 году в него заходили «все, кто хотел, и брали все, что хотели». В Киржаче в это время работал ТОРГСИН, который спокойно принимал то, что охочие люди обдирали с икон и стен собора.  Летом 1930 года Киржачский Горсовет начал противозаконную «поломку» Благовещенского собора. Узнав об этом, Главнаука Наркомпроса РСФСР, в чьем ведомстве он находился, встала на его защиту. Памятник истории и архитектуры был сохранен, но ввиду отсутствия средств на ремонт и реставрацию оказался безхозным. Здание продолжало ветшать, его настенная живопись разрушалась. Во время войны Благовещенский собор использовали под склад боеприсов. А в последующие годы в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.

В 1963 – 1964 годах Благовещенский собор вместе с храмом Всемилостивого Спаса реставрировали по плану, разработанному под руководством архитектора И.А.Столетова в научно-реставрационных мастерских Владимира. В результате двухлетних работ над собором установили новый, покрытый лемехом, купол и крест. За ветхостью, а также следуя существовавшей тогда концепции восстановления храмов в их первоначальном виде, разобрали второй этаж галереи, соединявшей собор со Спасским храмом.  построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не проводили, ограничившись его внешней побелкой. После этого оно еще 20 лет оставалось бесхозным.

В 1983 году в Благовещенском соборе городские власти Киржача намеревались открыть музей. Но поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980–1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние, и власти были вынуждены отказаться от своих планов. В 1990 году Благовещенский собор вернули Русской Православной Церкви.

Храм в честь Всех Святых
1866 г.

Храм в честь и славу Всех Святых был построен в 1866 году сыновьями многолетнего старосты и благодетеля Благовещенского собора Александра Петровича Соловьева как приходская церковь уже после упразднения обители. Сыновья желали почтить память своих благочестивых родителей и на свои средства воздвигли храм недалеко от их могилы.

Первоначально храм был теплый, с одним престолом. Имел две главы: над церковью и над алтарем. С западной стороны к нему была пристроена высокая пятиярусная колокольня, возведенная по проекту владимирского епархиального  архитектора Н.А.Артлебена.

 Под колокольней, на ее левой стороне была устроена ризница. Колокольня замечательна по своей прочности и красоте. Самый большой колокол на колокольне, вылитый на иждивение братьев Петра и Александра Соловьевых, имел вес в 549 пудов (8 784 кг). Второй – полиелейный – колокол весил 182 пуда (2 912 кг). Всех колоколов на колокольне было девять. Внутри храма стены и купол расписывал замечательный московский художник Н.Г. Степанов. Им же были написаны иконы для великолепного позолоченного иконостаса.

 30 ноября 1929 года городские власти закрыли Всехсвятский собор. «Тихоновский» приход, находившийся в нем с дореволюционных времен, пытаясь отстоять свой храм, писал в различные инстанции жалобы и посылал ходоков в Москву. Благодаря стойкости, верующим на короткое время удалось вернуть свой храм. Однако в феврале 1930 года – в самый разгар борьбы за собор – Киржачское ОГПУ арестовало его священнослужителей и наиболее активных прихожан.

 Священник Николай Прозоров, церковный староста Василий Ильич Шиголев, члены церковного совета Василий Петрович Борисов и Яков Федорович Смирнов, «активный церковник» Егор Михайлович Карев и некоторые другие прихожане были обвинены в антисоветской деятельности и осуждены постановлением Тройки. В конце февраля собор закрыли окончательно.

 Опустевшее здание Всехсвятского собора Киржачский горсовет намеревался продать «на щебень» конторе «Ивстрой». Но не получив на это разрешения областного начальства, в октябре 1930 года городские власти открыли в нем общественную столовую.

 По воспоминаниям Киржачского старожила Николая Матвеевича Косолапова, какое-то время на стенах столовой сохранялись нетронутыми яркие росписи с библейскими сюжетами, но потом их закрасили. Вероятно, в это же время с колокольни храма Всех Святых сняли колокола, среди которых был и 46-пудовый колокол окольничего Алексея Ивановича Ржевского – внучатого племянника Ивана Андреевича Милославского.

 К 1936 году Всехсвятский собор вместе с колокольней и надвратной «Царской» церковью переоборудовали под пекарню ГорПО. Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века.

 В эти годы руководство разорившегося хлебокомбината предложило сестрам возрождавшейся обители выкупить колокольню и храм Всех Святых. Но монастырь отказался платить за свое же, церковное, имущество. В скором времени эти здания за долги отошли Администрации Киржачского района, и она безвозмездно передала их Свято-Благовещенскому монастырю.


Храм Всемилостивого Спаса
1656 г.
восстановлен в 2008 г.

У восточной алтарной  стены  Благовещенского собора в 1656 г. на средства боярина Ивана Андреевича Милославского была построена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Об этом свидетельствовала надпись, высеченная вязью на белокаменной плите в южной стене храма,  которая гласила, что церковь сию боярин Милославский строил «своею казною надъ родителями своими и по своей душъ въчный поминокъ»

Под церковью была устроена усыпальница бояр Милославских. Глава семейства боярин Иван Андреевич служил окольничим при царе Алексее Михайловиче, прозванном в народе «Тишайшим», и состоял в родстве с первой супругой царя – Марией Милославской. Иван Андреевич был дважды женат; после смерти первой жены Агриппины Никитичны его супругой стала внучка прославленного предводителя народного ополчения – Дмитрия Пожарского. К большому горю отца все его дети (сын и четыре дочери) умерли во младенчестве, так что эта ветвь родословной бояр Милославских прервалась с его смертью в 1663 г.

В усыпальнице рода находилось15 гробниц, имевших каменные надгробия, украшенные художественной резьбой. На них были сделанные вязью надписи, из которых следует, что здесь похоронены представители рода Милославских.

Спасский храм представляет собой редкий и интересный архитектурный тип шатровой церкви «иже под колоколы».  Он поставлен на подклете и завершается оригинальной шатровой колокольней.

На его углах с западной стороны возвышались две башенки: северо-западная с часами и юго-западная, которая прикрывала выход на верхнюю площадку и к звону, где находились два больших колокола в 100 пудов и 46 пудов (1 600 кг и 736 кг соответственно).

Спасский храм был соединен с Благовещенским собором одной общей площадкой – гульбищем, поставленной на арках подклета. Такой прием соединения двух церквей одной галереей является достаточно редким в русской храмовой архитектуре.

Внутри Спасский храм был благолепно украшен: имел настенную роспись, выполненную в 1856 году Александром Петровичем Соловьевым, пятиярусный позолоченный иконостас с 74 иконами, часть из которых принадлежала кисти известного московского придворного иконописца XVII века Симона Ушакова.

После октябрьской революции 1917 года храм Всемилостивого Спаса разделил судьбу Благовещенского собора. С 1918 по 1923 годы его арендовала община верующих Благовещенского собора. Весной 1922 года, когда  под предлогом помощи голодающим Поволжья изымались церковные ценности, в усыпальнице бояр Милославских в поисках драгоценностей были вскрыты две гробницы XVII века. Однако кроме человеческих останков и кипарисовых икон в них ничего не оказалось, и гробницы закрыли. В 1923 году Спасский храм был передан  в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а в 1924 –  поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР как памятник истории и архитектуры.

С 1924 года в подклети Спасского храма размещалась «бытовая» часть музейной экспозиции – картины, мебель, оружие, одежда, головные уборы, карета и другие вещи, вывезенные из усадеб киржачских помещиков, в частности, князя И.Н.Вадбольского и графа Салтыкова.  Там же выставлялись святцы, замки, глиняная и деревянная посуда, швейки, монеты и пр. Музей испытывал острейшую нехватку средств и не мог обеспечить его сохранность. Как и Благовещенский собор, Спасский храм в «музейный период» не отапливался и не ремонтировался. После разорения в 1929 году  киржачского музея он оказался и вовсе заброшенным. Летом 1930 года Киржачский Горсовет одновременного с  Благовещенским начал «поломку» и Спасского храма. Но незаконное разрушение памятника истории и архитектуры было остановлено  Главнаукой Наркомпроса РСФСР.

В последующие десятилетия Спасский храм подвергся окончательному разграблению и естественному разрушению. В это время из усыпальницы бояр Милославских исчезли все каменные надгробия с художественной резьбой и белокаменная плита с именем строителя Ивана Андреевича Милославского, висевшая на южной стене этого храма.

В 1963 – 1964 годах храм Всемилостивого Спаса отреставрировали вместе с Благовещенским собором. На него установили покрытый лемехом купол и крест. Были отремонтированы дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не производились.

В 1983 году, когда городские власти Киржача решили использовать монастырские храмы под общественные нужды, на первом этаже Спасского храма предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. И в 1990 году Спасский храм вместе с Благовещенским собором были переданы Русской Православной Церкви. 1 июля 1990 года священником Стефаном  Бензюком после многолетнего перерыва в нем была отслужена первая Божественная Литургия. В 2008 году была произведена внешняя реставрация Спасского храма. Храм покрасили в его традиционные – желто-белые – цвета. На колокольне обновили купол и крест.


Служение

Воскресная школа
C 1999 года при монастыре действует детская воскресная школа, руководителем которой является матушка Александра Алфеева, а духовником – протоиерей Сергий Алфеев. Школу посещают около 60 детей. Сегодня она занимает часть помещений братского корпуса. Прихожане монастыря преподают воспитанникам Закон Божий, Историю Церкви, Русскую словесность, Церковно-славянский язык, Рукоделие и Пение. Обязательным является посещение учениками Божественной Литургии.

Устоявшимся правилом стали исповедь и причастие всех учащихся во время школьных каникул. Большое внимание уделяется работе с родителями с целью воцерковления семьи, чему способствуют занятия воскресной школы для взрослых. Ребята регулярно готовят праздничные выступления – в Рождественские и Пасхальные праздничные дни, а также в Неделю жен-мироносиц они выступают перед детьми-инвалидами, учащимися коррекционной школы-интерната.

Есть у воскресной школы и свой небольшой хор, который принимает участие в богослужениях. Во время каникул ребята вместе с родителями и преподавателями совершают паломничества по святым местам, а летом на монастырском подворье устраивается летний лагерь. Выпускники школы учатся в Православном Свято-Тихоновском университете, в Московской духовной академии и Владимирской духовной семинарии. Монастырь обеспечивает материальную базу Воскресной школы и является той средой, где современные дети могут увидеть практику благочестивой жизни.

С каждым годом авторитет монастырской школы растет, и желающих посещать ее становится все больше. Но ввиду нехватки помещений для занятий она, к сожалению, не может сегодня принять всех желающих.







Контактная информация

Как добраться?

Проезд:
- с Щёлковского автовокзала на автобусе или маршрутном такси до г. Киржач.

- электропоездом с Ярославского ж/д вокзала до г. Александров, и пересадка на электричку с направлением на Киржач.

- электропоездом с Курского ж/д вокзала до г. Орехово-Зуево, и пересадка на Александровскую электричку с высадкой в Киржаче

Приехав в Киржач, надо сесть на автобус №4 или №7,выйти на остановке в центре (третья остановка по счету). Дальше пешком 3 минуты.

Из Москвы добраться до обители можно на автомобиле (расстояние около 100 км). Для этого надо выехать из столицы по Щелковскому шоссе (трасса А - 103) и доехать до Черноголовки. На кольце следует свернуть налево и двигаться далее по указателям на Киржач.

Возврат к списку