Путь к совершенству

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Начальные дни Великого поста в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре ознаменованы важным событием: иноческим постригом.

В недавно принятом «Положении о монастырях и монашествующих» говорится: «Прежде пострижения в монашество над послушником может быть совершено последование облачения в рясу, включающее в себя пострижение волос. Этот чин именуется “постригом в рясофор”». Здесь следует уточнить, что в Валаамском монастыре существует своя традиция. Послушник, по истечении времени, может стать «рясофорным», с правом ношения рясы и камилавки. А первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук.

В Древней Руси монахов (чернецов) называли более привычным славянскому слуху словом «инок». Слово «инок» – славянская калька с греческого (инок от инъ – один, монах от моно – один). Но язык не терпит неточности: не могло существовать два слова, называющих одно и то же. Так со временем значения слов разошлись. Слово «инок» в России стало означать первую, подготовительную ступень монашества для тех, кто уже приготовился отречься от мира (и иногда получает новое имя), но еще не дал главные монашеские обеты. А словом «монах» именуется следующая ступень, постриг в малую схиму с принятием монашеских обетов.

Постриг в иночество предполагает, что кандидат успешно прошел послушнический искус. Хотя итог окончания «испытательного срока» может быть разным. В «Положении» даются рекомендации для тех, кто справился с искусом, к постригу либо в иночество, либо сразу в монашество (в малую схиму). Для тех же, кто испытания не прошел, предлагается либо продлить срок еще на год, на два, на пять или десять – Богу виднее, либо удалиться из монастыря.

Двукратный Поместный Собор Константинопольской Церкви (861 года) определяет «стандарт» иноческого искуса: «Никого не сподобляти монашеского образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им для испытания, явит их способными и достойными такового жития». Практика Валаамского монастыря показывает, что стандартных историй не бывает. Трехлетний период и сегодня на Валааме считается минимальным для испытания намерения кандидатов. Например, пятеро братьев, принимавших в Великий пост 2018 года иноческий постриг, прошли послушнический искус от пяти до десяти лет.

Игумен от имени Духовного собора обители предлагает кандидатам иноческий постриг по достижении определенной степени духовной чистоты и уверенности, твердости в выборе монашеского жизненного пути. Так что привычные в миру требования вроде послужного списка или привлекательного резюме здесь не имеют значения. Главное – духовное преуспеяние будущего монаха, совлечение ветхого человека.


Важно понимать, постриги в иночество, малую или Великую схиму, не означают присвоение особого «почётного» статуса. В «Положении о монастырях и монашествующих» особо указывается: «Принимающему малую схиму следует сознавать, что постриг не предполагает привилегированного положения в обители». Это же касается и будущих иноков. Давая обеты, новоиспеченный инок или монах становится не господином, но слугой – Богу и людям. Обет послушания заключается в отсечении своей воли и следовании воле Божией, которая открывается через добровольное послушание Игумену и всей братии.

Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий разъясняет: «Почитайте чин монашеского пострига: о чем говорит Игумен кандидату? О том, что он теперь будет жить в покое и достатке, в душевном комфорте, все будут его любить, о нем заботиться? Нет, он говорит о другом. Что будет терпеть досады, укоризны, поношения, скорби. Монашество – это не путь комфортного общежития, где всем хорошо, всё устроено. Это путь добровольного мученичества. Уже на этапе послушничества человек должен это понимать. С другой стороны, Игумен монастыря должен относиться к послушнику как к своему духовному чаду или брату».

Особое отношение к монахам, инокам со стороны мирян может быть только в том, что «монахи, тщательно исполняющие свое призвание, должны являться нравственными ориентирами для православных христиан и всех людей, и стремиться к этому».

Подробнее об этом пишет преподобный Исаак Сирин в «Словах подвижнических»: «Инок во всем своем облике и во всех делах своих должен быть назидательным образцом для всякого, кто его видит, чтобы, по причине многих его добродетелей, сияющих подобно лучам, и враги истины, смотря на него, даже нехотя сознавались, что у христиан есть твердая и непоколебимая надежда спасения, и отовсюду стекались к нему, как к действительному прибежищу, и чтобы оттого рог Церкви возвысился бы на врагов ее».

Последование пострига в иночество предписывает Игумену тщательно расспросить кандидата, добровольно ли он принимает такое решение? Хорошо ли обдумал его? Готов ли нести ответственность? В ставропигиальных монастырях, Священноигуменом которых является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, все готовящиеся к иноческому и монашескому постригу должны пройти еще и собеседование с Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, который от лица Предстоятеля Русской Православной Церкви еще раз проверяет готовность к принятию решения.

Так что постриг в иноки для будущего монаха – это первое по-настоящему ответственное решение. С этого момента инок обещает Игумену обители оставаться здесь навсегда, до самой смерти. И в этом начинается уподобление будущего монаха Христу. Как Бог уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил. 2:7), так свободный прежде человек становится «рабом монастыря». Причем, делает он это добровольно. Без принуждения или в силу обстоятельств. Действительно, серьезное решение!

В таком добровольном рабстве нет ни мрачной трагедии, ни унижения. Человек, с мирской точки зрения, не отказывается от гражданства, свободы личности, индивидуальности. Только эти социальные и «гуманистические» понятия теряют для него привлекательность. Отдавая себя Христу, инок вместо собственного, личного обретает всеобщее: «Монах тот, кто почитает себя сущим со всеми и в каждом видит себя самого» (преподобный Нил Синайский «Слово о молитве»). Он взамен «индивидуальности» получает, по слову Господа, совершенство.


Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16:24–25).

О кресте также говорит Игумен Валаамского монастыря владыка Панкратий: «Любая обитель, любой монастырь, любой монашеский путь – это путь креста, путь на Голгофу. Неважно, какие будут скорби, какого рода. Но Господь не оставляет, если ради Него терпит человек. Когда же претерпишь всё, “радуйся, – рече Господь, – мзда твоя многа на небеси” – так сказано в чине монашеского пострига. Но не только на Небе, здесь уже познаёт истинный монах благодать Божию, неизреченную радость близости Бога. Иначе и не стали бы иноки жить в монастырях и терпеть ради Христа многие искушения и скорби».

Материалы по теме
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь