Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед

Игумения Викторина (Перминова)

Доклад игумении на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. 25 января 2013 года).

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, Ваши Преподобия, досточтимые братия и сестры!

Позвольте выразить Вам искреннюю благодарность за предоставленное слово на Рождественских чтениях, что для меня является одновременно и большой честью, и огромной ответственностью. Предложенную тему — «Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед», − мне хотелось бы начать словами свт. Феофана Затворника: «Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования, или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию, по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопрошения единомышленных![1]»

Важность и польза святоотеческих творений заключается в следующем: по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), «беседа и знакомство со святыми сообщают святость»[2] Эту мысль подтверждает прп. Никодим Святогорец словами: «Дух писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием»[3].

«Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели»[4], − продолжает свою мысль свт. Игнатий. Насколько мы проникаемся духом наших святых наставников, настолько яснее становится образ действий, приближающих к цели.

Руководствующийся творениями Св. Отцов «имеет руководителем Святого Духа»[5]. Прп. Нил Сорский говорит в одном из своих писем, что если он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании[6]. Этот метод очевиден из сочинений сщмч. Петра Дамаскина, прп. Григория Синаита и других Отцов, особенно позднейших. Его держались иеросхимонахи Оптиной Пустыни Леонид и Макарий[7].

Св. Отцы учили душеполезным чтением собирать и ограждать ум. Прп. Нил приводит слова св. Исаака Сирина: «При несобранности помыслов, наипаче чтением займись, и Ангел Великому Антонию заповедал сие же: когда ум твой рассеивается, наипаче прилежи чтению и рукоделию»[8].

На вопрос, не довольно ли будет руководствоваться одним Священным Писанием — «чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого[9]" − свт. Игнатий отвечает: „Вдохновенные Богом мужи, − святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священного Писания, необходимо чтение Св. Отцов“[10].

Чтение Св. Отцов помогает приобрести истинную молитву. Как пишет прп. Исаак Сирин: „Чтение Св. Писания и житий святых открывает путь тонкости созерцания, чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно“[11]. Прп. Паисий Величковский хорошо понимал, что без опоры на святоотеческий духовный опыт идти к спасению и вести за собой многочисленную братию, вверившуюся ему, не представлялось возможным[12].

„Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись“[13], − считает свт. Игнатий. − Те единственно монахи достойно носят имя монахов, которые воспитаны, вскормлены святым чтением»[14]. Святоотеческая литература помогает человеку понять правду о самом себе и «обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий»[15]. Прп. Иоанн Лествичник сказал: «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою: так и душа, читая повествования о великих добродетелях Святых Отцев, делается более смиренною в мыслях своих»[16].

«Книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство»[17].

Чтение Святых Отцов требует труда. Бывают периоды, когда к этому деланию приходится себя понуждать, потому что враг рода человеческого, зная о плодах святоотеческого наставления, старается лишить человека духовной пользы, внушая нежелание читать.

Прп. Зосима Верховский говорит: «<…> Кто <…> не терпит продолжительнаго чтения и поучений из Евангелия и Святых Отец, яко <…> не понимает чтомаго, <…> таковый долженствовал бы еще более оказывать терпения <…> и со смирением умоляти отца и братию, да вразумляют его и объясняют ему чтомое»[18].

Но нужно читать именно те книги, которые подходят человеку в данный период. Свт. Игнатий советовал: «Старайтесь читать книги Святых Отцов, соответствующия вашему образу жизни. <…>" Иноки общежительные «должны читать святых Отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И <…> другое чтение для безмолвников и отшельников! Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь безплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под-силу. Такое, превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, разстроивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благочестия. <…> Не думайте, что возвышенный подвиг, для котораго еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше разстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение»[19].

Новоначальному, по словам епископа Петра (Екатериновского), «полезнее прежде читать те книги, в которых излагается учение, как побеждать в себе страсти, приобретать смирение, кротость, любовь, терпение, целомудрие и другие добродетели»[20].

Догматические, литургические, церковно-исторические труды Св. Отцов не менее важны, чем аскетические. Они дают должное направление во всех отраслях знания. Православные христиане, не имея правильных святоотеческих понятий, не могут быть свободны от заблуждений. Например, многие считают, что в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи, и есть такие верующие, которые не бывают на Исповеди, а приходят раз в год на Соборование — согрешил, забыл, и все в порядке: заодно все простится! Конечно, это заблуждение.

В области истории приведу такой пример: многими ревнителями не по разуму прославляется как святой царь Иоанн Грозный. Если бы ратующие о его прославлении ознакомились со святоотеческими критериями святости, с летописными и житийными свидетельствами о невинных жертвах террора Грозного царя, житием свт. Филиппа, прп. Корнилия Псково-Печерского, Николая Псковского, Христа ради юродивого, то вопрос был бы исчерпан.

В аскетических деланиях человек, не имеющий правильных понятий о своем падшем состоянии и полной неспособности ни к чему без помощи Свыше, которые дает святоотеческое руководство, может оказаться в положении подвижника, описанного Аввой Дорофеем. Сначала несчастный прельстившийся монах, приписывая себе духовные «достижения», уничижал подобных ему братьев, потом — старцев, затем великих святых — «Макария, Василия и Григория», после сказал, что «нет никого достойного, кроме Петра и Павла», и кончил тем, что «возгордился <…> и против Самого Бога и <…> лишился ума»[21].

Знание Отцов помогает православному христианину среди великого множества современных философских и мировоззренческих течений не сбиться с правильного пути, не увлечься «учениями чуждыми»[22].

Бывает и так, что прочитанное забывается, не удерживается в памяти из-за плохого исполнения или неисполнения написанного, потому что, как сказал прп. Моисей Оптинский «книги эти дела требуют»[23]. Поэтому необходимо время от времени перечитывать Святых Отцов. Прп. Никон Оптинский писал о святоотеческих книгах: «Они глубоки и понимаются постепенно. Пред­мет их − духовная жизнь, а она обширна: „широка запо­ведь Твоя зело“. Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благо­говением и вниманием перечитывать небольшое количе­ство книг, нежели многое читать наскоро»[24].

Прп. Варсонофий Оптинский приводил в пример старца Оптиной Пустыни Макария, говоря, что тот через каждые три года перечитывал Авву Дорофея и «Ле­ствицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос ду­ховно[25].

В Древнем Патерике сказано: «Брат спросил старца, говоря: прошу старцев, чтобы они сказали мне о спасении души моей, − и ничего не могу удержать из слов их. Зачем же мне просить их, когда ни в чем не успеваю? Ибо я весь нечистота. Были же там два пустых сосуда. И говорит ему старец: поди, принеси один из тех сосудов, налей в него масла, вылей оное и поставь сосуд на место. Так он и сделал однажды и дважды. И говорит ему старец: принеси теперь оба сосуда вместе, и посмотри, который из них чище. Брат говорит ему, тот, в который я влил масло. Так и душа, хотя и ничего не удерживает из того, о чем вопрошала, но очищается более, чем душа человека не вопрошающего»[26].

Чтение святоотеческих творений — это своего рода вопрошание живших прежде опытных и святых наставников. Духовные беседы, которые проводятся для всего братства или сестринства — это также возможность задать волнующий вопрос и получить ответ. Ведь беседа — это диалог: на ней более опытными предлагается и раскрывается тема, а затем следуют вопросы и совместное обсуждение. Беседы становятся своего рода приближением опыта, изложенного в творениях Св. Отцов прошедших веков, к современности и разъяснением, как применить этот опыт в личной жизни каждого.

Оба делания имеют одну цель − спасение. Чтение и духовная беседа взаимно обогащают и дополняют друг друга. Если читающий не понял чего-либо из прочитанного, у него есть возможность спросить и получить разъяснение на духовной беседе; и, если у него на беседе возникли вопросы, требующие осмысления, он может обратиться к Св. Отцам.

Важность проведения духовных бесед заключается в промыслительном употреблении Господом этого средства для нашего спасения, ведь, по слову ап. Павла, «вера — от слышания»[27]. В качестве Евангельских примеров бесед Господа с апостолами можно назвать разъяснения Спасителем для них притч.

Проведение духовных бесед в среде монашествующих — это древняя традиция, которая берет свое начало во время прпп. Антония и Макария Великих (IV век). Беседы наиболее преуспевших подвижников с собратьями приобрели непреходящее значение школы монашеской жизни и духовного усовершенствования. Слово от опыта, многократно исполненное на деле, оказывало сильное действие, влияя на судьбы многих, а подчас коренным образом изменяя жизнь слушателей[28]. Практика монастырских общих бесед вошла в силу с установлением правил монашеского общежития при прп. Пахомии Великом.

Прп. Феодор Студит говорил братиям поучения во все время своей жизни, при всех, даже неблагоприятных, обстоятельствах[29]. Следуя примеру Студийской и других обителей, в строгих общежительных монастырях преподавалось духовное назидание посредством совместного чтения святоотеческих писаний и общих бесед на тему прочитанного или же по какому-либо насущному вопросу в свете Священного Писания и творений Святых Отцов.

В России традиция монастырских духовных бесед была возрождена и введена в лучших русских обителях благодаря прп. Паисию Величковскому и его ученикам. Можно было бы назвать многих духовных руководителей и старцев, проводивших беседы: приведем наиболее яркие примеры − это прп. Феодор Санаксарский,[30] свт. Игнатий (Брянчанинов), известная подвижница ХIХ века игумения Арсения (Себрякова)[31].

Польза духовных бесед заключается в том, что:

1) Беседы вдохновляют, воодушевляют на духовные подвиги и тщательное исполнение монастырского устава, монашеских правил

Ученицы схимонахини Ардалионы (Игнатовой) и игумении Арсении (Себряковой) так вдохновлялись их словом, что некоторые из них говорили: «Жив, мертв — надо исполнить слово наставницы!»[32].

2) Беседы духовно объединяют, сплачивают

Феодор Освященный, став настоятелем огромного Пахомиева братства, видел в беседах одно из средств сплотить монашествующих[33].

3) Во время бесед или в результате их вскрываются и исправляются немощи слушающих

Каждый, кто проводит духовные беседы в обителях в наши дни, может сказать — равнодушных на них нет. Кто-то радуется, что услышал ответ и объяснение по наболевшему вопросу, кто-то расстраивается, обличаемый совестью, кто-то воодушевляется к духовным деланиям и трудам, кто-то оправдывается, кто-то раскаивается и просит прощения, а есть и такие, которые могут начать возражать, если их в беседе что-либо «задело». Важно не бояться этого диалога, и доброжелательно, с любовью и молитвой, не надеясь на собственные силы, находить нужный путь к человеку и те слова, которые помогли бы ему разобраться в самом себе.

4) Приобретаются правильные понятия, разрешаются недоумения, смущения, и от ответа на вопрос, заданный одним участником, могут получить пользу многие. На беседах слушающие не только узнают новое, но и получают назидание

В ответах Спасителя на вопросы учеников заключалась польза Церкви. Так, например, во время Прощальной беседы Господа с учениками, апостол Филипп попросил «Господи, покажи нам Отца и довлеет нам»[34]. Этим вопросом он «принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда мы научились познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину»[35].

Как видно из современной практики духовных бесед, везде, где они проводятся, есть хорошие результаты. Насельники и насельницы обителей становятся более внимательными, меньше на них действует дух уныния, усерднее к посещению богослужений и к исполнению послушаний, лучше относятся друг ко другу к посетителям монастыря, познают самих себя и отсюда больше работают над собой и меньше осуждают других.

Нельзя не отметить усилия нашего Первосвятителя, Святейшего Патриарха КИРИЛЛА, который не устает призывать пастырей и паству к просветительским трудам, чтобы как можно больше людей обрели истинные духовные ориентиры и приобрели правильные понятия. Когда Его Святейшество впервые посетил наш монастырь, то первым его словом назидания было слово о возгревании духовной ревности и необходимости проведения духовных бесед, что мы стараемся осуществлять.

[1] Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, «Новая книга», 1995. С.72–73.

[2] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 110.

[3] Никодим (Святогорец), прп. Невидимая брань / Пер. Феофана (Говорова), свт., Затворника. Ч. 1. Гл. 48. М.: Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собствен. дом, 1904 С.196.

[4] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 110.

[5] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 111.

[6] Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская епархия, Кирилло-Белозерский монастырь, 2008. С. 119.

[7] См.: Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 487.

[8] Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская Епархия, Кирилло-Белозерский монастырь, 2008. С. 47.

[9] Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского / Сост.: Марк (Лозинский), игум. Письмо № 230. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. C. 444.

[10] Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского / Сост.: Марк (Лозинский), игум. Письмо № 230. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. C. 444.

[11] Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина. М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», 2002. С. 441.

[12] http://paisius-niamets.orthodoxy.ru http://www.saints.ru/p/28-PaisiiVelichkovskii.html

[13] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 111.

[14] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 487.

[15] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 111.

[16] Преподобного отца нашего Иоанна Лествичника Лествица. Слово 26, 211. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собственная типография, 1898. С. 212.

[17] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. С. 111.

[18] Зосима (Верховский), прп. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 354–355.

[19] Игнатий (Брянчанинов), свт. Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. Письма святителя Игнатия без указания адресата. Письма из Николо-Бабаевского монастыря. Письмо № 32 // Полное собрание творений. Т. VIII. М.: Паломник, 2007. С. 205. / Собрание писем святителя Игнатия, Епископа Кавказского и Черноморского / Сост.: Марк (Лозинский), игум. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. Письмо 221 (315, 46). С.427.

[20] Петр (Екатериновский), епископ. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. С. 154.

[21] Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 42.

[22] Евр. 13, 9.

[23] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч.1. 1-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 205.

[24] Отец Никон, иером. Оптиной Пустыни//Б-ка Оптиной Пустыни. № 4813. Машинопись.

[25] Дневник иеромонаха Никона//Б-ка Оптиной Пустыни. № 4412. Машинопись. С. 168. От 26.09.1910.

[26] Древний патерик. М.: Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собствен. дом, 1899. Гл. 10, п. 124 (92). С. 192.

[27] Рим. 10, 17.

[28] См.: Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М.: Паломник, 2000. Т. 1. С. 137.

[29] http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Месяц ноябрь. М.: Синодальная Типография, 1905. С.229–261.

[30] http://www.diveevo.ru>Новости>0/3/2234/

[31] Игумения Арсения. Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Издательство «Правило веры», 1999. С. 77.

[32] Игумения Арсения. Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Издательство «Правило веры», 1999. С. 102.

[33] См. Древние иноческие уставы. М.: Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, дом Смирновой, 1892. С. 75–76.

[34] Ин. 14, 9.

[35] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней святителя Димитрия Ростовского. Месяц ноябрь. М.: Синодальная типография, 1905. С. 376.


Материалы по теме

Публикации:

К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Свято-Успенский Вышенский монастырь
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Свято-Успенский Вышенский монастырь

Монашество:

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Доклады: