Наследие святителя Игнатия – азбука духовной жизни для всех поколений верующих

Архиепископ Верейский Евгений

Приветственное слово архиепископа Верейского Евгения, Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Московской духовной академии участникам конференции «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления» (Москва,  Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя,  27 мая 2017 года).

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Дорогие друзья! 

Сердечно приветствую всех участников конференции, посвященной 150-летию со дня преставления святителя Игнатия Брянчанинова!

Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский, является одним из крупнейших русских аскетических писателей XIX века, оказавшим колоссальное влияние на духовную жизнь своих современников. Но масштаб его личности выходит далеко за пространственные и временные рамки его жизни: его наследие, сравнительно небольшое по объему, но неизмеримо глубокое по внутреннему содержанию, имеет исключительное значение для всего Православия, поскольку является, по выражению прп. Варсонофия Оптинского, «азбукой духовной жизни» – везде, всегда и для всех поколений верующих.

Излишне будет приводить другие всем известные высказывания святых и подвижников благочестия о великом достоинстве и пользе его трудов. Заметим лишь, что в наши дни они ни в какой мере не утрачивают свою актуальность. Во-первых, потому, что духовный уровень современного человека близок к уровню тех, к кому обращался святитель в своих творениях и письмах (а ведь одной из его главных задач как раз и было приспособление святоотеческих писаний к духовному уровню современников). С другой стороны, внешние обстоятельства времени жизни святителя Игнатия крайне схожи с нашими. Стремительное и неудержимое шествие апостасии под знамением прогресса, равнодушие к духовной жизни большинства верующих, оскудение духовных наставников – все эти проблемы в еще большей степени, нежели в эпоху святителя Игнатия, стоят перед современным христианством. Святитель Игнатий тонко чувствовал дух эпохи и умело разоблачал его, освещая светом Евангелия самые темные основания современной богоборческой культуры.

Хотя святитель Игнатий считается по преимуществу наставником монашества, его учение актуально для всех христиан, поскольку оно касается внутреннего духовного делания, которое является достоянием каждого христианина. Основные пункты его учения – живая вера во Христа, покаяние, молитва, терпение скорбей – не зависят от внешних форм жизни и адресованы каждому христианину, призванному вступить в теснейшее общение с Богом, стать «богозданным храмом Божиим».

Святитель Игнатий раскрывает сущность христианской веры, противопоставляя вере живой и действенной – веру мертвую, холодную, веру рационалистическую: «Вера мертвая, признание Христа одним невольным умственным убеждением, может быть и принадлежностью бесов!» Живая же вера – это не простое согласие ума с истинами христианского вероучения, но вера всем существом человека тому, что Бог говорит и повелевает. Проявляется такая вера борьбой с грехом, стремлением к исполнению Христовых заповедей. Через это христианину открывается его бессилие, глубина его падения, невозможность спастись своими силами, и, как следствие, – нужда в Спасителе. Без этого человек не может быть христианином: «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином». Вот почему, по святителю, познание своей греховности предшествует спасительной вере во Христа: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». «На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения», – эти слова святителя Игнатия выражают весь духовный опыт Православной Церкви, прочувствованный и пережитый им самим.

Именно поэтому покаяние, рождающееся из такого глубокого самопознания, занимает центральное место во всем аскетическом наследии святителя. Для него покаяние – единственное условие, единственный безошибочный признак христианина: «Смирение и рождающееся из него покаяние –  единственное условие, при котором приемлется Христос! …Смирение и покаяние – единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! …Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христианами». «Что значит покаяться? – пишет свт. Игнатий – значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои – и уже более не возвращаться к ним». «Отвергните от себя не только явные грехи – убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные – всё, всё, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния», – увещает святитель. Ненависть к греху –  признак истинного покаяния. Тот, кто непрестанно всеми силами отвергает все противное Евангелию, ведет бескомпромиссную борьбу с грехом, «тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего». Этот дар является самым ценным духовным сокровищем христианина: он научает его о необходимости Жертвы Христовой, научает его смиренно искать Христовой помощи, доставляет ему опыты исполнения заповедей с Божией помощью, очищает его сердце и приготовляет его к принятию Святого Духа: «Чем более человек вглядывается в грех свой, чем более вдается в плач о себе, тем он приятнее, доступнее для Духа Святого, Который, как врач, приступает только к сознающим себя больными… Весь вдайся в зрение греха твоего, в плач о нем! Тогда, в свое время, узришь воссоздание твое непостижимым, тем более необъяснимым действием Святого Духа. Он придет к тебе, когда ты не чаешь Его – воздействует в тебе, когда ты признаешь себя вполне недостойным Его!» Это и есть то смирение, которое делает человека богоподобным: «Облеченный в смирение Бог явился человекам, – читаем у святителя, – и кто из человеков облечется во смирение, соделывается Богоподобным».

Особенное место занимает у святителя Игнатия учение о молитве, которая для него есть «глава, источник, мать всех добродетелей». Молитва требует, прежде всего, приуготовления: отвержения памятозлобия и осуждения ближних, отсечения житейских попечений верой, сознания своей греховности, смирения и сокрушения духа. Во время молитвы святитель особенно призывал к вниманию, считая внимание «душой молитвы». Он настойчиво призывал к духовной трезвости в молитве, разъясняя, что молитва должна совершаться «со вниманием и благоговением с целью покаяния», а не ради духовных переживаний, восторгов, наслаждений: «Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные... Огонь нечистый – слепое, вещественное разгорячение крови – воспрещено приносить пред всесвятого Бога», – писал он. Помимо этих условий, святитель Игнатий советовал совершать молитву неспешно, заботясь не о количестве, а о качестве молитвы, которое заключается в ее влиянии на сердце.

Очень важный пункт, о котором необходимо помнить, – то, что основанием молитвы является евангельская нравственность: «Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство евангельскими заповедями... может быть воздвигнут... невещественный храм богоугодной молитвы. Тщетен труд зиждущего на песке: на нравственности легкой, колеблющейся». В особенности молитва должна быть сопряжена с благоразумным постом и милостыней: «Хочешь ли усвоиться Богу молитвой? Усвой сердцу милость». Последнее наставление особенно ценно для современных христиан, не обладающих достаточным временем, возможностями и способностями для совершения нерассеянной, свободной от житейской суеты молитвы. О плодах молитвы святитель пишет: «Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений, любовь к ближним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая обо всех перед Богом». Эти слова дают и четкие критерии для оценки качества молитвы и духовного подвига вообще.

Вот основные вехи того непрелестного пути, которым шел сам святитель Игнатий и которым он ведет нас – христиан XXI века. Учение святителя о духовной трезвости, о необходимости самопознания для каждого христианина, о непрестанном покаянии в наши дни приобретают новое звучание, новую актуальность. Взвешенные и трезвые наставления святителя особенно ценны сегодня, когда забыты осторожность и благоразумие, когда повсюду царят ложь и лукавство, когда грех прикрывается самыми неожиданными личинами, когда ложный мистицизм и экзальтированная духовность восточных религий, западных конфессий и всевозможных оккультных сект начинают проникать не только в наше общество, но и в нашу Церковь. Держась заветов святителя, мы сможем безбедно совершить путь земного странствования и достичь вожделенного Небесного Отечества; а заветы эти – близки и понятны каждому верующему сердцу: «Веруйте Всемогущему Богу, надейтесь на Него, живите терпеливо и постоянно, живите в простоте, в покаянии и смирении, предавайтесь воле Божией, когда случится сбиться с правого пути, – снова на него направляйтесь, – и спасетесь».

Желаю всем участникам конференции помощи Божией в духовной жизни и дальнейших успехов в изучении духовного наследия святителя Игнатия.