Новое поколение монашествующих: основные характеристики, особенности духовного развития

Игумения Агния (Сударикова)
Доклад игумении Агнии (Судариковой), настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря г. Ступино на заседании монашеской секции «Древние монашеские традиции в условиях современности» в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений (Московская епархия, Высоцкий мужской монастырь, г. Серпухов, 29 ноября 2018 года)

Что такое монастырь по учению святых отцов? Святой Иоанн Лествичник называет его духовною врачебницею: человек, поступивший в обитель, ищет себе исцеления от страстей, полного обновления духа благодатию  Божией и духовного воскресения.

Всего 30 лет назад в нашей Церкви было 19 монастырей, и сегодня Милостью Божией их более 900. Такое бурное развитие монашества говорит о том, что русские люди тянутся к духовной жизни, у них есть в ней потребность.

Нынешние монастыри – это новые монастыри, с новым уставом и традициями, но основанные на традициях и учении святоотеческом. Идеалы монашеской жизни в современном веке остались теми же, что и прежде. Дух Божий так же, как и в древние времена, действует в Церкви. Об отличиях преподобный Серафим Саровский сказал, что монахи нового времени не ведут такой жизни, как их предшественники, потому что не имеют решимости подвизаться. Можно также сказать и об утрате духовно-нравственных ориентиров в наши дни. Люди приходят в монастырь из того общества, в котором они воспитывались и живут. Многие из них нравственно искалечены, не имеют никаких понятий не только о Православии, но и о нормальной жизни вообще. 70-летний период атеизма в нашем государстве, конечно же, не мог пройти бесследно как для всей Церкви, так и для монашества. 

В настоящее время понятие о ценностях становится все более и более неопределенным в сознании большинства людей. Восприятие Слова Божия становится все слабее, научение по книгам уходит в прошлое; в потоке информации, поступающей по многочисленным каналам современной связи, человек теряет сам себя, и только великая благодать Божия способна обратить душу на путь покаяния.

Суть монашеской жизни во все века, несмотря на меняющиеся обстоятельства, всегда остается одинаковой. Это жертвенное служение Богу и ближнему. От того, насколько мы сумеем сохранить его применительно к тем условиям, в которые поставил нас Господь сегодня, и зависит возрождение подлинного монашества.

Важнейшим аспектом внутреннего уклада монастырской жизни является его молитвенная жизнь. Нужно понимать, что перед нами, современными монашествующими, стоит задача: возвращение к святоотеческому учению об умном делании и очищении сердца. Без этого монашество теряет свою сущность, свое лицо, становясь институтом неопределенного назначения.

Нужно честно признаться, что возрождение монашества, наблюдавшееся в последние годы, сегодня во многих монастырях пошло на спад. В обители уже не приходит столько послушников, как прежде. Привычка к комфортной жизни и искаженное понимание свободы, привитое современным воспитанием, формирует людей расслабленных, вялых, в то время как прежде люди с детства были привычны к тяжелому физическому труду и воспитывались в духе безусловного послушания старшим. Для них не представляло сложности пойти по монашескому пути, тогда как сейчас жизнь в монастыре – это нечто совершенно противоположное тому, к чему с малых лет привыкают в миру молодые люди. Многим из них трудно принять окончательное решение: оставаться им в монастыре или уйти в мир. Они приходят и снова уходят, точно так же они не могут решиться и на жизнь в браке.

Сегодня, когда христианство находится под натиском безбожного мира, когда сомнения обуревают юные души, не имеющие опоры в обычаях благочестия, святость и чистота монашеского жития должны стать тем маяком, к которому будут стремиться все плавающие в море житейском: и те, кто в Церкви, и те, кто только на подходе к ней. 

Монахи всегда были очень чувствительны к нуждам людей, будь это отдельная личность или все общество. Церковное предание, история Церкви свидетельствуют о том, что монашество, несмотря на то, что оно отделено от мира, не относилось никогда безучастно к проблемам современного общества.

Каждый монастырь сегодня призван к миссионерскому служению. Хотя, конечно, монаху очень хорошо жить в уединении на лоне природы, но нынешнее время призывает нас всех быть миссионерами. Всё в монастырях делается по послушанию и любви к Богу и ближнему.

Помимо того, что при многих монастырях существуют приюты и гимназии, цель существования православных монастырей более широкая, и монастыри, в некоторой степени, представляют собой огласительные училища благочестия.

Сегодня жизнь многих монастырей сопряжена с массовым притоком паломников. Добродетель гостеприимства всегда была присуща православному монашеству. В наше время, конечно, утешительно видеть множество людей из самых разных слоев общества, которые посещают монастыри, и духовно-просветительская деятельность наших монастырей, несомненно, имеет важное значение. Но прежде всего в монастыре должны быть созданы условия для полноценной духовной жизни.

Наш век, который называют веком информационных технологий, диктует свои условия жизни. Как монаху сочетать эти условия со своей главной целью – поиском Христа, Небесного Царства? Этот вопрос и побуждает задуматься над необходимостью правильного, рассудительного использования средств современной цивилизации. Схиархимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря, об интернете говорит: «Это как нож – ножом можно и хлеб резать, а можно людей». То есть сами по себе средства технического прогресса не хороши и не плохи, важно, с какой целью мы ими пользуемся.

Потребности человека меняются в зависимости от места и времени его жизни, поэтому их нельзя определить раз и навсегда, как определяются догматы. Тем не менее, и на потребности нужно смотреть с духовной, а не только с практической точки зрения.

Говоря о духовном развитии современного монашества, можно сказать, что основой духовной жизни монаха, фундаментом возрастания в добродетелях, как и в прежние времена, по мысли отцов Церкви, является послушание. Подражание Христу в послушании делает человека «Его сонаследником» и «великим перед Богом». Невозможно монашество без послушания, смирения, отвержения себя и готовности нести скорби. Сегодня мы не переносим тех лишений, которые терпели подвижники древности: мы сладко едим, мягко спим, у нас есть бытовые удобства, вокруг нас много людей, мы не живем в пустыне. Тем не менее, все то, что упомянуто в монашеских обетах, – терпение скорбей, гонений, испытаний, искушений – Господь дает каждому человеку, желающему идти монашеским путем. Терпение скорбей, особенно душевных, восполняет всё, что не дано нам обстоятельствами нашей сегодняшней жизни.

Послушание только тогда является добродетелью, а не просто дисциплиной, когда бывает результатом свободного выбора и вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи и несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании.

Прежде всего, школой послушания является монастырский устав. Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, богослужения и молитвы помогает монаху стяжать добродетель послушания, выводит его из мира страстей и вводит в жизнь по закону свободы и любви. В условиях нашего времени, когда немного осталось живых носителей предания, соблюдение устава приобретает особое значение.

Монашество и сегодня остается неотъемлемой частью церковной жизни. Множество самых трудных и необходимых церковных послушаний исполняется монахами и монахинями.   Устроение монашеской жизни не происходит сразу, и на это потребуется, возможно, жизнь не одного поколения. Во многом решение первостепенных задач зависит от игуменов/игумений монастырей, их духовного опыта, возрастания в молитвенном делании, стремления к воплощению в жизнь основных монашеских принципов.

Воздадим славу Господу и Пречистой Его Матери за великий дар – монашеское житие, за то, что несмотря на множество искушений и соблазнов, в обители продолжают притекать души, возлюбившие Христа.


Материалы по теме

Новости

Публикации

Игумения Агния (Сударикова)
Игумения Агния (Сударикова)
Игумения Агния (Сударикова)
Игумения Агния (Сударикова)

Доклады